Версия для слабовидящих

Развиваем речь детей 5-7 лет

Сегодня 07-31 октября

 

Будущие первоклассники, как правило, владеют достаточно богатой связной речью. Это очень важно — без умения полноценно высказываться, свободно общаться с окружающими у ребёнка обязательно возникают проблемы при обучении грамоте и письму. В школе ребёнку предстоит написать множество изложений, сочинений, рефератов — эта работа окажется очень тяжёлой, если возникают трудности при пересказе текста, рассказе об увиденном и услышанном, выражении своих мыслей и чувств.

Итак, вашему ребёнку уже под силу дать вполне подходящее описание рисунка, картинки, пересказать содержание просмотренного спектакля, фильма. Обращаясь к вам с заветным желанием — получить, например, игрушку, ребёнок подробно описывает её, объясняет, зачем она понадобилась и в чём особенная привлекательность именно этой вещи по сравнению с другими!

Многие дети сами с удовольствием придумывают истории и сказки, изменяют конец известных произведений, описывают увиденное по памяти, развивая тему, описывают события, которые происходили до или произойдут после увиденного. Очень важно, когда ребёнок рассказывает о своих собственных впечатлениях, пережитых ощущениях, чувствах, эмоциях, передавая своё отношение к рассказываемому.

Связная речь это развёрнутые, распространённые высказывания, в состав которых входит несколько предложений. С помощью них мы можем объяснять, точно излагать свои мысли в определённой последовательности и систематичности.

Умение рассказывать, описывать, излагать начинает формироваться у ребёнка после трёх лет. К этому возрасту дети становятся более самостоятельны, расширяется круг их общения, объём практической деятельности возрастает. У ребенка возникает потребность поделиться с окружающими мыслями, переживаниями, соображениями. При совместной игре дети обмениваются своими впечатлениями, объясняют друг другу правила, высказывают отношение к происходящему.

Умение рассказывать помогает ребёнку общаться, находить общий язык с другими детьми, быть интересным для сверстников и взрослых, придаёт уверенность в себе. Понятно, как это важно для будущего первоклассника, которому придётся не только усваивать большой объём новой информации, но и адаптироваться к новым условиям жизни, сходиться с одноклассниками, привыкать к учителю.

Речь может быть представлена диалогом и монологом. При диалоге важно уметь сформулировать и задать точный вопрос, точно ответить, мотивировать свою точку зрения, аргументировать своё мнение, рассуждать, дополнять слова собеседника. Монолог, как речь одного лица, требует развёрнутости, полноты изложения, взаимосвязанности частей, последовательности. Связная речьпоказатель того, насколько ребёнок осознаёт речевое действие. Рассказывая, говоря о чём-то, он должен понимать логику выражения мысли, последовательность излагаемого.

Будущему первокласснику необходимо уметь обобщать, делать логические выводы, строить свои суждения. Отлично, если ребёнок активно участвует в беседе, спорит, аргументировано отстаивает своё мнение, пытается убедить. Отвечая, ребёнок уже не просто называет предмет или явление, а находит характерные признаки, анализирует, делает умозаключения.

Фактический рассказ предполагает описание реально происходящих или произошедших событий, либо на основе непосредственного восприятия, либо по памяти.

Рассказ может быть описательным: при отсутствии действующих лиц и событий ребёнок только перечисляет признаки, присущие данному предмету. Например: «Портфель чёрный, кожаный, у него два замочка и металлическая ручка...» В сюжетном рассказе присутствует: завязка действия, развитие, кульминация (высшая точка), развязка (завершение действия), его результат. При этом события излагаются в определённой последовательности, одно следует за другим, устанавливаются причинно-следственные связи, делаются выводы, исходящие из логики повествования.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть основными типами монологической речи — пересказом и рассказом. Рассказ — это создание нового текста. Пересказ — воспроизведение уже готового литературного произведения, поэтому рассказ — более сложный вид связной речи. Связная речь развивается главным образом в процессе рассказывания, обучение ему начинается с простого пересказа коротких и несложных литературных произведений.

Помните, что развитие связной речи ребёнка происходит не только на занятиях в детском саду, но и в повседневной жизни. Родителям нужно постараться так строить взаимоотношения с ребёнком, чтобы у него возникало желание рассказывать, общаться. Причём интерес мамы или папы должен быть искренним. Внимательно выслушивайте ребёнка, задавайте вопросы, не перебивая, направляйте рассказ, предупреждая отвлечение от темы. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми.  «Вот Петя прекрасно читает, может рассказать о чем угодно, а ты...». Такие сравнения обижают и отбивают всякую охоту к совершенствованию. Сравнивайте ребёнка с ним самим: «Теперь это у тебя получается». Отмечайте небольшие достижения ребёнка, как громадные победы. Похвалить за дело — не грех, это поможет почувствовать успех и придаст уверенности, что и дальше всё получится.

Помните, что наибольшее удовольствие и наибольшая польза, получается, от той работы, которая проделана самостоятельно. Поэтому старайтесь давать ребёнку возможность самостоятельных усилий и, следовательно, собственных достижений.

Развитие связной речи не является чем-то отдельным, обособленным в вашем общении с ребёнком. Помните, что вы развиваете связную речь, когда слушаете рассказ ребёнка о том, как прошёл его день, о том, как интересно было на прогулке, на экскурсии. При этом ваш интерес к жизни ребёнка должен быть искренним. Не стоит жалеть времени на общение с маленьким человеком.

 

 

Специалист: учитель-логопед Белоконь И.В.
Адрес
Таганрог, ул. Чехова, 339-3
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: Вторник, четверг 16:00-18:00
Заведующий: Луптакова Ирина Владимировна
График работы
Часы работы: 06:30 - 18:30
Перерыв: Без перерыва
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Телефоны
+7 (8634) 37-79-19
Кто пойдет?
Пока никто не отметился

Нет комментариев. Ваш будет первым!