Версия для слабовидящих

Выработка дикции у дошкольников

Сегодня 05-30 июня

  Выработка дикции у дошкольников

 

Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из-за чего у ребенка недостаточно открывается рот и нечетко звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.

Для формирования дикции у дошкольников младшего возраста можно использовать ряд игр на звукоподражание. Показывая образец произношения звукосочетания, взрослый делает очень четкие движения ртом, гласный звук слегка протягивает (но говорит неударно). Ребенок в сопряженной и отраженной речи непроизвольно подражают речевой манере взрослого. Хорошо, если в одной игре сочетается несколько звукоподражаний с разными гласными, требующими различного раствора рта.

Аппарат дикции значительно легче формируется именно в младшем возрасте (3-4 года), когда дети учатся делать активные правильные движения губами в процессе речи. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикции ребенка с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный двигательный речевой навык.

Для совершенствования дикции используются чисто- и скороговорки. Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки-чистоговорки с применением игрушек, картинок: «Му-му-му, молока кому?», «Ко-ко-ко, не ходите далеко!».

Скороговорка — труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах. Например, полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков: «Собака Том сторожит дом», «Цу-чу-цу-чу-чу, на ракете я лечу».

Цель использования скороговорки — тренировка дикционного аппарата. Новую скороговорку взрослый произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает ее несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Нужно послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем ребенок самостоятельно вполголоса проговаривают ее.

Скороговорки можно разнообразить задания: предложить произнести заученную скороговорку громче или тише, меняя темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям. Эти приемы активизируют детей, развивают у них внимание. Необходимо обращать внимание на степень отчетливости произношения, на правильность движений губ ребенка.

Специалист: учитель-логопед Белоконь И.В.
Адрес
Таганрог, ул. Чехова, 339-3
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: Вторник, четверг 16:00-18:00
Заведующий: Луптакова Ирина Владимировна
График работы
Часы работы: 06:30 - 18:30
Перерыв: Без перерыва
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Телефоны
+7 (8634) 37-79-19
Кто пойдет?
Пока никто не отметился

Нет комментариев. Ваш будет первым!