Версия для слабовидящих
Структура
Контактная информация
Адрес
Таганрог, ул. Чехова, 339-3
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: Вторник, четверг 16:00-18:00
Заведующий: Луптакова Ирина Владимировна
График работы
Часы работы: 06:30 - 18:30
Перерыв: Без перерыва
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Телефоны
+7 (8634) 33-17-04
+7 (8634) 380-375

Специалист: учитель-логопед Кривенко Т.В.

-

 Татьяна Васильевна Кривенко — учитель-логопед

Образование — высшее

Высшая квалификационная категория

Педагогический стаж — 37 лет

 

  • Кто здесь был?
  • Пока никто не отметился
RSS лента
Осенняя экскурсия в парк имени 300-летия города Таганрога
Осень – прекрасное время года, радующее нас разноцветьем. Многие поэты посвятили осени строки своих стихотворений:

«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…» (А.С. Пушкин);

«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…»  (И. Бунин);

«Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду…»   (С. Есенин).

        Чтобы помочь детям увидеть красоту осенней природы, прочувствовать ее великолепие, восхититься разнообразием осенних красок, мы совершили экскурсию в парк имени 300-летия города Таганрога.
        Весело, с приподнятым настроением отгадывали ребята загадки, вспоминали пословицы и поговорки об осени, играли в подвижные игры «К дереву беги!», «Золотой дождь». Восхищенные красотой парка, пышными нарядами деревьев, неповторимым ароматом осенних цветов, дети оживленно делились своими впечатлениями по дороге в детский сад.
   Хочется надеяться, что знакомство с осенней природой ребята продолжат вместе с родителями и научатся  ценить прекрасное, любить и беречь родную Землю.


Учитель-логопед Кривенко Т.В.
Учитель-логопед Белоконь В.И.


Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Роль пространственной ориентировки в интеллектуальном развитии детей
Пространственные представления являют собой сложную структуру психики. Своевременное их формирование - одно из важнейших условий правильного развития ребенка. Если пространственные представления сформированы у малыша недостаточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании ребенку  трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность. В дальнейшем  дошкольнику будет трудно различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, запомнить их конфигурацию.
        Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Их формирование начинается с  восприятия малышом собственного тела. Очень быстро ребенок поймет, что именно там, где он ощущает соприкосновение с гладкой или шершавой, твердой или мягкой, холодной или теплой поверхностью, проходит граница его телесного «я». Этот период является чрезвычайно важным для  полноценного развития малыша. Пытаясь дотянуться до  коробки, которую мама поставила на верхнюю полку шкафа, он начинает понимать, что она стоит слишком высоко, а стараясь сбить мячом игрушку, постепенно догадывается, что надо кидать мячик дальше.
         На втором этапе ребенку становится  доступно словесное обозначение выделяемых пространственных признаков. С появлением слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко» восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень.
          Тем самым готовится почва для перехода дошкольника в третий этап - различение пространственных отношений, предполагающее способность ребенка определять направления не только относительно самого себя, но и относительно других лиц и предметов.
           Однако далеко не всегда пространственные представления формируются вовремя, их недостаточность у дошкольников проявляется в следующем:
- нарушение восприятия собственной схемы тела,  представлений о ведущей руке, о частях лица и тела;
  -  затруднение в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около);
- нарушение восприятия целостного образа предмета: дети не могут сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала.
           Особенно заметны пространственные нарушения  при рисовании. Изображения детей  отличаются бедностью, примитивностью, небольшим количеством деталей.  В дальнейшем у дошкольников появляются сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа.  Закономерны на ранних этапах обучения грамоте ошибки (например, зеркальное написание букв).
          Родители могут помочь детям, если будут постепенно и целенаправленно  формировать пространственную ориентацию по следующим направлениям:
1. Ориентировка в собственной схеме тела:
- показать правую руку, назвать ее, показать и назвать левую руку;
- показать (взять) предмет правой (левой) рукой;
  - соотнести части тела с правой (левой)  рукой, назвать их: правое (левое) ухо, правая (левая)  нога;
- вытянуть в сторону правую (левую) руку, перечислить предметы, расположенные справа (слева).
2. Ориентировка в окружающем пространстве:
- обучение определению местоположения предметов: вверху, внизу, впереди, сзади, около, слева, справа; закрепление в  словаре соответствующих наречий;
  - формирование умения определять направление от себя (спереди, сзади, сверху, снизу, слева, справа).
3. Восприятие пространственных отношений между предметами:
- обучение пониманию отношений между предметами, выраженных простыми предлогами («в», «на», «у», «с», «за»);
- формирование умения словесно обозначать пространственные отношения между предметами.
4. Ориентировка на плоскости:
- обучение определению верхнего и нижнего, левого и правого краев плоскости, ее верхних и нижних углов (например, ковра, висящего на стене);
- формирование умений соединять прямой линией заданные точки на плоскости листа;
  - обучение определению направлений сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево.
            Полноценное развитие пространственных представлений обеспечит в дальнейшем правильное формирование речевых функций, счетных операций, чтения, письма, конструктивного мышления.

Учитель-логопед Кривенко Т.В.
Правила красивой речи
Безопасное лето
Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи
Коррекция звукопроизношения – нелегкий труд и для логопеда, и для ребенка, и для родителей. Чтобы вызвать у детей  положительные эмоции, увлечь, заинтересовать, необходимо сделать занятия по автоматизации звуков разнообразными, увлекательными и в то же время продуктивными. Большую помощь в этом могут оказать игровые приемы и формы работы.

        Использование игровых приемов позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Предлагаемые игровые приемы предназначены  для автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах и словах.

   Автоматизация изолированного произношения звуков

Кнопки
Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопку» (нарисованный кружок, квадрат, цветок и т.д.). Сколько кнопок - столько повторов.

Кубик с цифрами
Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет, сколько раз повторить звук.

Тихо - громко
Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая звук. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.

Поедем на машине
Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. На листе бумаги ребенок и взрослый рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (дереву, гаражу и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т.д.
    
Автоматизация звуков в слогах

Пальчики здороваются
Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Взрослый  следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

Прошагай слоги
Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ноги, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шаг» заданный звук или слог.

Ступеньки
Взрослый  рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

Раз - шажок, два - другой…
Взрослый предлагает ребенку прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов.


Игра на пианино
Поочередные прикосновения пальцев рук правой, затем левой руки, затем двумя руками к поверхности стола или имитируемым клавишам. Движения выполняются в направлениях слева направо, справа налево со сменой темпа и с одновременным проговариванием слогов на заданный звук.


Автоматизация звуков в словах

Дорожка
Дошкольник  рисует или выкладывает поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

Узоры
Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Пирамида
Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая  слова.

Бусы
Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
Весёлая дорожка
«Шагать» пальцами по дорожке из картинок, подобранных на заданный звук, одновременно проговаривая их названия. Можно использовать игрушки-персонажи (Красная Шапочка шагает по дорожке и называет картинки).


Автоматизация звуков в предложениях
        После того, как звук автоматизирован на уровне слов различной слоговой структуры, переходим к этапу автоматизации поставленного звука во фразовой речи. При заучивании чистоговорок, стихов, потешек  можно координировать речь с движениями не только пальцев рук, но и с движениями всего тела. Движения можно придумывать вместе с детьми. Речь становится выразительнее, чище, образнее, ритмичнее, а сам процесс заучивания перестает казаться нудным, что положительно сказывается на сроках овладения детьми правильным произношением. Например:  Ра-ра-ра – вот высокая гора. Ры-ры-ры – мы играем у горы. Ро-ро-ро – у Ромы красное ведро. Ру-ру-ру – в квартире мусор уберу.

Волшебная веревочка
Ребенок наматывает веревочку (ленточку)  на палец, проговаривая предложения, чистоговорки.

Лабиринт
По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Считалочка
С «салящими» движениями, как будто выбирая водящего в игре, ребенок проговаривает  предложения, чистоговорки, стихи.

Использование  вышеперечисленных игр и упражнений значительно ускоряет процесс автоматизации  звуков, облегчая тем самым детям нелёгкий путь к овладению чистым и правильным произношением.

Учитель-логопед Кривенко Т.В.
Золотая осень
Будем говорить правильно
В помощь родителям будущих первоклассников. Развитие зрительно-пространственных представлений
От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.  При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей в школе возможны:
• трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента, нарушение соотношения элементов;
• плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп;
• угадывание букв, возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного;
• зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
• плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб — прямоугольник).
Вышеизложенное позволяет говорить о важности формирования зрительного восприятия у дошкольников.
Предлагаем  игры и упражнения на развитие пространственно-аналитической деятельности, координации движения руки и глаз, дидактические игры для работы над вербальным обозначение местоположения предмета в пространстве и на плоскости.  

Что изменилось?
Разложите перед малышом игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

Найди игрушку
Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к дивану и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».


Мое тело
Попросите малыша показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах своего тела.

Где находится предмет?
На улице предложите дошкольнику рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.



Графический диктант по клеточкам
Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Они состоят из чередования различных элементов, заданий нарисовать предмет по клеточкам и помогают не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовят руку к письму.

Сложи по образцу
Предложите малышу сложить по образцу какой либо предмет из конструктора, счетных палочек или кубиков.
Выложи узор
Выкладывание фигур, узоров, а затем и знакомых букв из разноцветных пуговиц, бисера, фасоли, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камней, веточек или листиков.


Выложи буквы из ниточек
На листе бархатной бумаги из цветных ниточек ребенок выкладывает знакомые буквы. Можно взрослому выложить букву с недостающим элементом, а ребенку предложить «дописать» букву.

Найди отличия в картинках
Такие задания можно встретить в детских журналах, книгах по подготовке детей к школе. Важно не просто показать, чем отличаются картинки, но и рассказать, правильно составляя предложения, например: «На первой картинке мяч лежит на стуле, а на второй картинке – под стулом».


Чего не хватает?
На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить, чего не хватает, и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.

Зачеркни неправильные буквы.
На листе одни буквы напечатаны правильно, другие – в зеркальном изображении. Дошкольнику предлагается зачеркнуть неправильно изображенные буквы, а затем на чистом листе бумаги напечатать правильные.

В настоящее время на полках книжных магазинов представлено большое количество популярной литературы по развитию речи, мышления, памяти, пальцевой моторики, пространственной ориентации, подготовке руки к письму, созданные специалистами для домашних занятий с дошкольником. Можно вместе с ребенком выбрать книги, которые будут интересны малышу и помогут развить у него полезные и необходимые умения.


Учитель-логопед
Кривенко Т.В.
Практические советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
Практические советы учителя- логопеда родителям будущих первоклассников
Практические советы учителя- логопеда
родителям будущих первоклассников

Нарушение слоговой структуры у дошкольников

Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и семье.
Если же в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски, замены  звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально. Однако если дошкольник в 5 лет произносит: «мицанер» (милиционер), «акварим» (аквариум), «кавтира» (квартира ) и т.п., то это указывает на нарушение слоговой структуры слова.
            Диапазон данных нарушений варьируется  от незначительных трудностей в произношении многосложных слов  до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов.
К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми. Нельзя недооценивать и значение формирования слоговой структуры слова для усвоения чтения и письма, так как ее несформированность - это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.

Игры для развития слоговой структуры слова
Упражнения на уровне слогов

Игра с мячом
Взрослый произносит цепочку слогов (например: та-та;        по-по-по;     са-са-са-са), ребёнок отбивает мячом заданное количество слогов.
Варианты: ребенок повторяет заданное количество слогов, отхлопывая их в ладоши, перекладывая камешки, пуговицы, счетные палочки.

Колечки
Произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог большого пальца с другими пальцами руки, начиная с указательного (ма-мо-му-мы, пта-пто-пту-пты и т.п.).

Выдели ударный слог
Ребенок повторяет за взрослым группу слогов, выделяя голосом ударный слог:
та-та-та,   та-та-та,   та-та-та.

Повтори цепочки слогов
Ребенок повторяет цепочки слогов разных типов:
кра-кры-кру, смо-смы-сма, окт-акт-ыкт и т.п.

Упражнения на уровне слов
В любой игре сначала используются короткие слова, постепенно материал усложняется.

Слова длинные-короткие
На столе длинная и короткая полоски бумаги. Взрослый произносит длинные и короткие слова. Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Прохлопай слово
Учить ребенка делить слова на слоги лучше всего с прохлопыванием каждого слога:
Ту-ча, ма-ли-на, кош-ка, за-бор. При этом мы напоминаем, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных. Можно попросить ребенка назвать гласные звуки, а затем разделить слово на слоги.

Перепутаница
На столе разрезная азбука. Взрослый выкладывает слово, перепутав слоги. Нужно поменять местами слоги, прочитать получившееся слово, например:
Бы, зу (зубы), ма, зи (зима), ши, на, ма (машина), ва, сло (слова).

Лишний слог
Взрослый выкладывает на столе несколько слогов, один слог лишний. Ребенок  составляет слово, убирая лишний слог.

Закончи слово
Взрослый начинает слово, ребенок добавляет заранее оговоренный слог и произносит слово полностью:
Колба… (са) – колбаса.
Поло… (са), ро… (са), ли… (са), ко… (са), так… (са), кляк… (са).
Ната…(ша),  Ма…(ша), Ми…(ша), Да…(ша), Лё…(ша), гру…(ша), ка…(ша).


Исправь слово
Взрослый раскладывает на столе картинки и называет слово, переставив в нем слоги. Ребенок исправляет слово и показывает подходящую картинку.Игра продолжается.
Ла- пи (пила), ка- миш (мишка), дыш-лан (ландыш), мо-са-лёт (самолет).


Учитель-логопед
Кривенко Т.В.
Следующие записи
Как к Вам обращаться*
В какой форме Вы хотели бы получить ответ
Ваш телефон
Ваш электронный адрес
Кому адресовать обращение
Тема обращения*
Текст обращения*

Введите код:
Смотрите также
-