Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 95 «Калинка» сдано в эксплуатацию 30.12.1977 г. Форма пользования зданием и земельным участком МБДОУ - оперативное управление. Здание МБДОУ: типовое двухэтажное, общей площадью 2048 кв. м, земельный участок площадью 9971 кв. м.
В настоящее время материально-техническая база учреждения отвечает требованиям СП 2.4.3648-20. Среда, окружающая детей в МБДОУ обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования, должна быть:
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
Кроме того, развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
- учет национально-культурных и климатических условий (региональный компонент);
- учет возрастных особенностей детей.
В ДЕТСКОМ САДУ ФУНКЦИОНИРУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПОМЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
- Музыкальный зал;
- Кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда;
- Кабинет учителя – дефектолога;
- Медицинский блок:
- медицинский кабинет,
- изолятор,
- процедурный кабинет; - Методический кабинет;
- Оборудованные помещения для развития детей:
- экологические лестницы «Родничок» и «От полюса к полюсу»,
- комната ОБЖ; - Групповые помещения.
Каждая возрастная группа имеет:
- приёмную
- посудомоечную
- умывально-туалетную
- игровую
- спальную комнату.
Территория МБДОУ разбита на игровые площадки, оснащенные прогулочными павильонами и теневыми навесами, детским игровым оборудованием: песочницы, горки, качели, инвентарь для спортивных игр.
Территория благоустроена зелеными насаждениями, малыми архитектурными формами, цветниками. Познавательному развитию воспитанников способствует огород, на котором воспитанники в совместной деятельности с взрослыми высаживают овощные культуры и ухаживают за ними.
Средства обучения и воспитания.
В каждой возрастной группе создана развивающая предметно-пространственная среда.
Оборудование для социально-коммуникативного развития: атрибуты к сюжетно-ролевым играм (семья, детский сад, театр, почта и др.), уголки в групповых помещениях для организации сюжетно-ролевых игр, выносной материал для игр на площадке. Настольные игры, способствующие обучению взаимодействовать, саморегулировать собственные действия. Игрушки различного вида, конструкторы, предметы мебели и интерьера.
Оборудование для познавательного развития: экспозиции: «Мир русского быта», «Уголки патриота», «Мир экспериментирования».
Иллюстрированный и демонстрационный материал, энциклопедии, дидактические игры, настольно-печатные игры, развивающие игры В.В. Воскобовича.
Уголки экспериментирования в группах, минилаборатория, весы, колбы, часы, доски, глобусы, карты, лупы, таблицы по ПДД.
Оборудование для речевого развития: книги для чтения, хрестоматии, плакаты, картины для рассматривания и составления описательных рассказов, аудиовизуальные средства, (диски с аудиозаписями литературных произведений, мультфильмами), раздаточный материал, дидактические игры серии «Составь рассказ по серии картин» и т.д.
Оборудование для художественно-эстетического развития: музыкальные инструменты, ширма для кукольного театра, театральные костюмы, маски, различные виды театра (кукольный, пальчиковый, плоскостной, би-ба-бо и др.), музыкально-дидактический материал. Краски, кисти, штампы, лекала, трафареты, бумага (белая, цветная, тонированная), картон, наглядно - дидактические пособия по изодеятельности, малые скульптурные формы, иллюстрации, картины, папки, поделки из природного материала, репродукции картин художников, поделки педагогов и родителей с детьми. Уголки в группах по самостоятельной музыкальной деятельности и изодеятельности, «полочки красоты», мольберты, театральные уголки.
Оборудование для физического развития: спортивное оборудование и инвентарь: скамьи, дуги для подлезания, рефлекторные дорожки, шведская стенка, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, разноцветные флажки и ленты, мешочки с песком, игрушки, кегли, канат; физкультурные уголки в группах с необходимым оборудованием.
ОБЪЕКТЫ СПОРТА:
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ, оснащенный спортивным оборудованием для проведения физкультурных занятий и спортивных соревнований.
Технические средства обучения:
- 8 компьютеров;
- 2 ноутбука;
- 1 факс;
- 5 МФУ;
- 4 телевизора;
- 2 музыкальных центра;
- 4 магнитофона;
- проектор;
- мобильный проекционный экран
Сведения об условиях питания и охраны здоровья обучающихся:
В МБДОУ организовано сбалансированное 4-х разовое питание (включая второй завтрак) детей в группах с 12-ти часовым пребыванием.
При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности, суммарный объем блюд по приему пищи (в граммах).
Питание в МБДОУ осуществляется в соответствии с примерным 10-ти дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ, разработанным с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях. Содержание белков должно обеспечивать 12-15 % калорийности рациона, жиров – 30 – 32% и углеводов – 55 – 58%.
При распределении общей калорийности суточного питания детей, пребывающих в МБДОУ 12 часов, используется следующий норматив: завтрак – 20%; второй завтрак 5%; обед – 35%; уплотненный полдник – 35%.
В промежутке между завтраком и обедом второй завтрак (5 %), включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.
Ежедневно в меню включены: молоко, кисломолочные напитки, мясо (или рыба), картофель, овощи, фрукты, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2 - 3 раза в неделю.
При отсутствии, каких либо продуктов, в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания, разрешается производить их замену на равноценные по составу продукты в соответствии с утвержденной таблицей замены пищевой продукции с учетом их пищевой ценности (приложение № 11 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключает жарку блюд, а также продукты с раздражающими свойствами. При кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдаются установленные санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.
В целях профилактики гиповитаминозов в МБДОУ проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд. Препараты витамина С вводят в третье блюдо после охлаждения непосредственно перед выдачей. Витаминизированные блюда не подогревают. Ежедневное меню вывешивается для родителей в раздевалке каждой возрастной группы.
Организация питьевого режима:
Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка. При питьевом режиме используется бутилированная вода.
Охрана и укрепление здоровья воспитанников:
МБДОУ создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни реализуется через организацию жизнедеятельности воспитанников в соответствии с СП 2.4.3648-20. Режим питания, двигательный режим, закаливание, формирование полезных привычек, занятия по ОБЖ, игры по охране здоровья и безопасности – все эти мероприятия направлены на воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью. Деятельность по здоровьесбережению проводится системно, непрерывно, с соблюдением преемственности на различных уровнях образования.
Организация двигательного режима:
- Утренняя зарядка (в летний период на воздухе)
- Гимнастика после сна
- Подвижные игры на прогулке
- Физкультурные занятия в зале и на прогулочных площадках
- Игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, физкультурные минутки и др.
- Спортивные досуги
Лечебно-оздоровительная работа.
- Босохождение по песку, траве, мелким камешкам (летом)
- Витаминотерапия
- Оздоровление фитонцидами (чесночно - луковые закуски).
Закаливающие процедуры.
- Воздушные ванны
- Сон при открытых окнах, фрамугах (в зависимости от времени года)
- Хождение босиком по «дорожкам здоровья»
- Обширное умывание
Коррекционная работа
- Пальчиковая гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Релаксация
Состояние и содержание территории, здания и помещений, а так же и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) соответствует требованиям санитарных правил, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения.
Заключен договор о сотрудничестве с МБУЗ ДГП № 1. Проводятся мероприятия по медико-гигиеническому воспитанию и обучению, пропаганде здорового образа жизни.
В группах и учебных помещениях в наличии кварцевые лампы, бесконтактные термометры, антисептические средства, используемые в профилактических целях.
На стендах в приемных и холле вывешивается информация для родителей (законных представителей) о детских заболеваниях, мерах предупреждения, профилактических мероприятиях по детскому дорожно-транспортному травматизму и т.д.
Детей обслуживают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение профилактической и оздоровительной работы с воспитанниками (медицинская сестра, инструктор по физической культуре, педагог-психолог)
В качестве приоритетных задач определены следующие:
- воспитание у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью;
- формирование у них элементарных представлений о сохранении и укреплении здоровья;
- мотивация детей к занятиям физической культурой, обучение жизненно важным двигательным навыкам;
- формирование знаний о физической культуре и спорте на доступном для них уровне.
Эти задачи решаются через проведение:
- Консультаций для воспитателей инструктором по ФК.
- Использование разных видов физкультурных занятий, восполняющих недостаток двигательной активности дошкольников (сюжетные, игровые, с предметами, тренирующие, оздоровительно-познавательные, контрольно-учетные).
- Проведение разных форм активного отдыха дошкольников в учреждении:
- спортивные праздники и развлечения: «Мини-олимпиады», «День космонавтики», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты»;
- дни и недели здоровья. - Совместная физкультурно-оздоровительная работа с семьей.
Комиссией по охране труда проводятся осмотры и составляются акты осмотра спортивного и игрового оборудования детских площадок, физкультурного зала для работы с детьми.
Ежедневно ответственными лицами осуществляется контроль территории и помещений МБДОУ с целью своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников.
Разработаны локальные нормативные акты, регулирующие работу МБДОУ в сфере охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности воспитанников.
Ежемесячно проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей с обсуждением на педагогических советах, педчасах с воспитателями, устанавливаются причины заболеваемости и меры по их устранению.
Вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни являются одним из важнейших направлений деятельности нашего дошкольного учреждения.
В МБДОУ соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников. Своевременно проводятся инструктажи с сотрудниками, беседы с воспитанниками, разработаны инструкции по ОБЖ, правила и инструкции по охране труда.
Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании:
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая, в том числе, в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.
Наше учреждение шагает в ногу со временем и поэтому определение дистанционные образовательные технологии, нам хорошо знакомо.
Мы используем возможности дистанционного обучения, посредством информационных коммуникационных сетей, а именно сети интернет. Дистанционное образование позволило нам решить некоторые проблемы, снизив затраты по обучению, повышению квалификации и переподготовки работников образования. Теперь обучаться могут сразу несколько педагогов, ранее это было сложно, в связи с недостатком воспитателей для подмены на время обучения других. Педагоги имеют возможность обучаться в подходящее и удобное для них время.
Наши педагоги также широко используют возможность участия в различных вебинарах и онлайн-конференциях, где каждый участник имеет возможность поделится свои разработками, посмотреть другие и обменяться мнениями. Дистанционное обучение позволяет педагогам повышать уровень знаний, за счет применения современных средств: тематических сайтов, виртуальных музеев, объемных электронных библиотек и т. д.
В рамках внедрения ДОТ в нашем учреждении используются следующие технологии:
- Создан сайт МБДОУ, на котором расположена вся информация о деятельности учреждения, проводится дистанционное просвещение и консультирование родителей, имеется обратная связь.
Для чего воспитателю сайт?
- это возможность привлечь родителей и найти единомышленников
- это презентация собственных достижений и достижений воспитанников.
- это площадка для публикации и обобщения собственного опыта работы.
- Широко используется дистанционный обмен информацией по электронной почте с администрацией МБДОУ, его сотрудниками, родителями (законными представителями) воспитанников, Управлением образования, соседними ДОУ и др.
- Педагоги совместно с детьми принимают участие в различных сетевых образовательных и творческих конкурсах.
- Между воспитателями и родителями (законными представителями) происходит дистанционное общение через мобильное приложение VIBER и WhatsApp, Zoom.
- педагоги применяют ИКТ при организации воспитательного-образовательного процесса с детьми.
Преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:
- ИКТ, привлекают внимание детей, что способствует повышению интереса к изучаемому материалу. Высокая заинтересованность способствует лучшему восприятию и усвоению материала.
- Видеофрагменты позволяют показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывают затруднения (например - рост цветка).
- Использование информационных технологий побуждает детей к поисково-исследовательской деятельности, включая в сети интернет самостоятельно или вместе с родителями;
- Проведение дистанционной образовательной деятельности с помощью средств видеоконференции для детей, не имеющих возможность по уважительным причинам посещать МБДОУ, что особенно стало актуальным в период самоизоляции воспитанников в условиях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Используя компьютерные технологии – как современное, новое, мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь - «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самой НОД, так и всего режима в целом, в соответствии с возрастными и санитарными требованиями.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: к КСТС № 2413 (Правительства Ростовской области, для СЭД Дело и информационных систем).
В МБДОУ создано единое информационное пространство:
- Электронная почта — sad95@tagobr.ru
- Сайт ДОУ — sad95.virtualtaganrog.ru (адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих).
- Подключение к КСТС № 2413 (сеть Правительства Ростовской области, для СЭД Дело и информационных систем).
- Локальная сеть.
- Выход в Интернет.
- Информационная система МБДОУ включает в себя бухгалтерскую программу 1С.
ДОСТУП ВОСПИТАННИКОВ К ЭЛЕКТРОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ ОТСУТСТВУЕТ.
Электронные образовательные ресурсы:
Для повышения профессиональной компетентности педагоги используют материалы ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
http://www.dddgazeta.ru/about/ — газета для детей, родителей и педагогов по ПДД
http://ripkro.ru/ — официальный сайт Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
http://vdpo-taganrog.ru/1/Glavnaa_stranica.html — сайт Всероссийского добровольного пожарного общества г. Таганрога
http://detlib-tag.ru/ — МБУК ЦБС Центральная городская детская библиотека имени М. Горького
http://lukoshko.net/ — «Лукошко сказок» Детская электронная библиотека — народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей.
http://www.edu.ru/ — Федеральный портал «Российское образование»
https://1сентября.рф/ — Издательский дом «Первое сентября»
https://ped-kopilka.ru/ — учебно-методический кабинет
http://www.spas-extreme.ru/ — Образовательный портал детской безопасности МЧС России «Спас-Экстрим» (интерактивные игры, обучающие ролики, мультфильмы, памятки)
http://pedlib.ru — электронная библиотека