Специалисты

Практические рекомендации по развитию ребенка с ОВЗ в домашних условиях

11

мая

2020

Роль семьи в процессе психического развития ребенка является главной, отношение родителей к ребенку оказывает прямое влияние на становление внутреннего мира растущего человека, формирование знаний, умений, отношения к окружающим, к самому себе, его ценностей и приоритетов. В современном обществе этот вопрос является особенно актуален, ведь изменение ритма жизни приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребенком эмоциональный контакт сводится к минимуму.

 

Сегодня,  сложившаяся ситуация режима самоизоляции подарила родителям замечательную возможность провести неограниченное количество времени со своим ребенком, узнать его ближе, научить чему-то новому. Особенно нуждаются в этом дети с ОВЗ.

 

Основной задачей родителей в данной ситуации является создание благоприятных условий для развития ребенка с ОВЗ по основным направлениям: познавательная сфера (память, внимание, мышление); зрительно-моторная координация (развитие мелких мышц руки, графических навыков); произвольная регуляция деятельности и поведения (умение подчиняться правилам и следовать заданному образцу); развитие коммуникативных навыков.

 

Ниже представлены упражнения и игры, направленные на развитие у детей памяти, внимания, мышления, мелкой моторики и произвольности.

 

1.         Игра «Волшебный мешочек»

        Поместите в непрозрачный мешочек различные предметы, ребенку нужно будет на ощупь определить какой это предмет и назвать его.

 

2.         Игра «Нос – пол – потолок»

        Взрослый называет слова «нос», «пол» или «потолок», указывая пальцем, ребенок при этом должен повторить. Затем взрослый, называя эти слова, указывает неверно, ребенку необходимо показывать то, что называет взрослый и не сбиться.

 

3.          Игра «Стаканчики»

       Три одинаковых непрозрачных стаканчика, под один из них помещается маленький шарик, стаканчики несколько раз меняют местами, ребенок должен отгадать, под каким стаканчиком спрятан шарик.

 

4.         Игра «Хлопки»

        Взрослый предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, когда он, например, назовет какое-либо животное. Взрослый называет различные слова, обозначающие предметы, среди которых будут и названия животных. Задача ребенка внимательно слушать взрослого и хлопать в ладоши при названии животного. (В этой игре можно изменять заданные правила, например, хлопать при названии птиц, растений, домашних животных и т.д.)

 

5.         Рисование на песке (либо манной крупе)

        Насыпать на поднос или стол крупу (либо если есть песок), предложить ребенку пальцем что-либо нарисовать, рисуйте вместе с ребенком, можно писать буквы, цифры, слова.

 

6.         «Снежный ком»

        Первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё, затем следующий игрок повторяет по очереди все предыдущие слова, добавляя свое и т д.

 

7.         «Что изменилось»

Перед ребенком выкладываются различные предметы, взрослый просит запомнить их, затем ребенок закрывает глаза, взрослый либо убирает какой-то предмет, либо меняет их местами и просит ребенка сказать, что изменилось.

 

8.         «Общее и отличия»

        Ребенку предлагается сравнить и объяснить сходства и отличия разных понятий: например, солнце-луна, книга-альбом, стул-стол, птица-самолет, яблоко-помидор, снег-дождь и т.д.

 

9.         «На что похоже»

Нарисовать изображение неопределенной формы, ребенок должен представить, на что это похоже.

 

10.      «Пазлы»

 

11.      «Определение»

        Ребенку предлагается придумать как можно больше определений к какому-либо слову, например, к слову «книга» (какая?) – старая, красивая, интересная, большая, историческая и т.д.

 

12.      «Антонимы»

Ребенку предлагается называть противоположные по смыслу слова: например, твердый – мягкий, сильный - , белый - , быстрый –,  веселый - , широкий - , сладкий - , высокий - , здоровый - , тяжелый - , и т.д.

 

13.       «Четвертый лишний»

Ребенок должен определить какое слово из 4-х является лишним. Например:

Лежать, стоять, плакать, сидеть.

Землетрясение, тайфун, гора, смерч.

Диван, стол, кресло, дерево.

Вчера, сегодня, утром, послезавтра

Красный, синий, красивый, желтый, серый.

Озеро, река, мост, море

 

14.       «Загадывание загадок»

        Загадки можно придумывать самостоятельно, описывая какой-либо предмет или животное, выделяя главные характеристики. Затем попросить ребенка тоже придумать свои загадки.

 

15.       Рисование по клеточкам (или точкам)

        Нарисуйте по клеточкам какой-либо несложный рисунок, попросите ребенка нарисовать точно такой же, считая при этом клетки. Или из точек, которые находятся на определенном расстоянии, нарисовать и попросить ребенка их соединить.

 

16.       Вырезание ножницам по контуру (под присмотром взрослого!)

 

17.      Лепка из пластилина или теста (способствует снятию напряжения не только у детей, но и у взрослых)

   

Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, в то же время оберегайте его от переутомления, не заставляйте насильно заниматься, чаще играйте с ребенком.

  

  Педагог-психолог, Балашова В.И.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo