Специалисты

РАСШИРЯЕМ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ДОШКОЛЬНИКОВ

5

февраля

2024

Словарный запас ребенка условно принято делить на пассивный и активный. Пассивный словарь – это те слова, значение которых ребенок понимает, но не использует в своей повседневной речи. Активный словарь включает в себя те слова, которые ребенок не только понимает, но и использует их в устной речи (а позже и на письме). Как правило, пассивный словарь всегда шире активного. А, значит, основная задача взрослых – это расширение пассивного словаря, а также помощь в активизации лексического запаса ребенка.

Наиболее активным периодом, когда ребенок осваивает наибольшее количество слов, является дошкольное детство. Так при нормальном речевом развитии в 12 месяцев ребенок знает порядка 10-12 слов, к 3 годам он уже осваивает до 1500 слов, а к 7 годам лексический запас возрастает до 5000 слов.

Важно понимать, что слова не усваиваются сами по себе – это результат планомерной работы по расширению словарного запаса ребенка. И работа должна проводиться каждый день – только так можно добиться хороших результатов. Огромную роль в этом процессе играют взрослые (воспитатели, родители), от участия которых напрямую зависит, как быстро начнет ребенок говорить и насколько его словарный запас будет богатым.

Все дети находятся в разных условиях развития речи, поэтому количество слов, которые они знают, отличается в каждом конкретном случае. Но можно обозначить определенный  круг понятий, которые дети должны знать к 5-6 годам:

Бытовой словарь (названия игрушек, посуды, мебели, предметов гигиены и обихода , части человеческого тела).

Пространственное ориентирование (верх, низ, право, лево; предлоги : в, на, за, под, над, из, у, перед и т.п.).

Понятия времени (минута, час, неделя, месяц, год), дни недели, месяцы и времена года.

Природоведческий словарь (названия явлений природы, животных, растений, птиц).

Числительные (до 10-20, а в идеале до ста). Цвета и оттенки.

Названия праздников, слова, обозначающие профессии, труд людей, человеческие ценности и т.д.).

Виды спорта (футбол, хоккей и т.д.), названия транспортных средств, инструментов.

Слова, обозначающие эмоции, чувства и переживания.

Расширять и активизировать словарь несложно, необходимо просто ежедневно уделять ребенку внимание и общаться с ним в различных видах деятельности.

Беседа

Постоянное общение с ребенком – это та база, которая позволяет ребенку узнавать новые слова, спрашивать взрослого о тех предметах и явлениях, которые он наблюдает.

Во время общения нужно стараться использовать не только знакомые ребенку определения, вроде «маленький», «большой», «хороший» и т.д. Вводите в речь синонимы, которые делают речь более красочной, используйте метафоры и эпитеты.

Важно понимать, что речь дошкольников преимущественно состоит из существительных и глаголов, поэтому нужно как можно чаще употреблять прилагательные. Дети с трудом их запоминают, поэтому нужно знакомить ребенка с формой и цветом, запахом, материалом, назначением предметов.

Чтение

Нужно не просто читать книги вслух, а делать это медленно и с интонацией. Периодически нужно останавливаться и спрашивать ребенка, понял ли он смысл прочитанного, или какие-то слова ему непонятны. Это очень важно, потому что даже при прочтении самой простой книги, у ребенка может возникнуть уйма вопросов, о которых вы даже не догадываетесь. Объясняйте значения незнакомых ему слов, а также задавайте вопросы по поводу прочитанного.

Наблюдение

Наблюдать с ребенком можно практически за всем. Рассматривайте помещения, в которых вы бываете (во время похода в гости, посещения поликлиники и т.д.), наблюдайте  за явлениями природы, детьми во дворе, животными и птицами.

Но не оставайтесь просто наблюдателем – комментируйте сами то, что вы видите. Активно делитесь своими наблюдениями, описывайте те чувства, которые вы испытываете при этом. Сами наблюдения должны быть интересны для ребенка, поэтому если он не хочет рассматривать играющих детей на детской площадке, а хочет сам играть, то в данный момент не стоит препятствовать ему в этом.

Рассматривание картин

Рассматривание картин и иллюстраций в книгах способствует развитию пассивного словаря. Вы должны описывать, что изображено на иллюстрации, а также задавать наводящие вопросы ребенку.

Очень полезно составление рассказа по картинкам. Сначала можно разобрать каждое изображение в отдельности (получится цепочка предложений), а потом вместе с ребенком составить простой мини-рассказ на основании этих картинок.

Общее дело

Здесь можно совмещать приятное с полезным. К примеру, возьмите с собой ребенка на кухню, где вы можете вместе приготовить семейный ужин. Здесь просто огромное количество новых предметов, названия и назначения которых могут быть ему неизвестны. Демонстрируйте и называйте имеющиеся кухонные предметы, рассказывайте ему, для чего именно они нужны и какие действия с ними можно выполнять.

Можно классифицировать продукты. Можно разделить овощи и фрукты (пусть разложит по разным тарелкам). Или, например, собрать столовые приборы. Так ребенок будет понимать, что растительное масло нужно для жарки, а не чтобы его пить, что ложкой удобнее есть суп, а не вилкой и т.д.

Наверняка ребенок захочет вам помочь, поэтому можно доверить ему какое-то простое и безопасное занятие (перемешивать ложкой салат, перебирать крупу и т.д.).

Игра

Игра – это та форма обучения, которая оказывается наиболее эффективной именно в детском возрасте. При этом не понадобится каких-то специальных приспособлений, поэтому играть можно практически в любом месте.

Вот несколько примеров таких игр:

«Какой, какая?» Называем признак предмета и соотносим с ним определенный предмет. К примеру, большой (слон, дом, город), белый (хлеб, снег, лист бумаги и т.д.). И наоборот:  дом (высокий, новый, кирпичный), хлеб (мягкий, вкусный, душистый) и т.п.

«Угадай профессию». Примеры: человек, который водит машину… (водитель), человек, который продает продукты… (продавец).

«Я знаю пять названий». В дошкольном возрасте важно знать не только много слов, но и относить их к определенным категориям. Можно предложить ребенку назвать 5 видов животных,  транспортных средств, имен девочек или мальчиков и т.д.

«Съедобное-несъедобное». Вы называете любое слово и бросаете ребенку мяч. Если слово «съедобно» (мороженое, яблоко, арбуз), то ребенок ловит мяч, а если оно обозначает несъедобный предмет, то мяч отбрасывается.

«Скажи наоборот». Вы говорите слово, а ребенок должен назвать его антоним: горячий – холодный, медленный – быстрый, чистый – грязный.

«Кто где живет?». Вы называете животное или птицу и бросаете мяч ребенку. Он ловит мяч, называет место, где живет животное, и возвращает мяч. Примеры: - медведь – в берлоге, лиса – в норе и т.д.

«Что ты любишь?» Взрослый говорит: «Я люблю хлеб с вареньем, а ты? »;

«Я люблю пирог с черникой, а ты? »; «Я люблю играть с мячом, ну а ты? », ребенок отвечает.

«Как голос подает?»  Взрослый: Кошка мяукает, а свинья … (хрюкает) и т. д.

«Угадай, кто (или что)»:

- Лохматый, косолапый … (медведь)

- Голодный, серый, злой … (волк)

- Маленькая, быстрая, проворная … (белка)

- Хищный, сильный, полосатый (тигр)

- Серый, колючий … (еж)

- Яркое, теплое … (солнце)

«Кто у кого?» Назови животных и их детенышей (лиса-лисенок, свинья-поросенок и т.д.).

Игры очень сильно влияют на процесс накопления слов, которые ребенок в дальнейшем будет использовать в своей повседневной речи. Помните о том, что все занятия следует проводить в веселой и непринужденной обстановке, а также хвалить ребенка, даже если его успехи на данном этапе незначительны.

Желаю успеха!

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo