Специалисты

Как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш

6

марта

2020

Учитель-дефектолог

Томашова М.В.

  

Многие родители замечают, что ребенок при письме или рисовании  неправильно держит ручку и карандаш. Является  ли это проблемой? Что влияет на формирование правильного захвата? Как научить ребенка правильно держать ручку? Попробуем ответить на эти и многие другие вопросы.

Почему ребенок неправильно держит карандаш?

Проблема неправильного захвата остро встает перед родителями первоклашек. В школе детям приходиться очень часто и много писать, а то, как ребенок держит ручку, на прямую влияет на его почерк и скорость письма. Откуда же возникает эта проблема?

Мелкая моторика рук маленького ребенка развита еще недостаточно, по этому, малыш держит погремушку или карандаш всеми пальцами, зажимая в кулак. Уже в более старшем возрасте некоторые дети изо всех сил сжимают карандаш, выставляя пальцы в перед. Такое неправильное положение пальцев часто превращается в привычку, от которой бывает трудно избавиться.

Обращайте внимание на то, как ребенок рисует, или пишет. Не позволяйте ему держать карандаш, как ему захочется. Чем раньше ребенок научится правильно держать ручку и карандаш, тем проще ему будет в школе.

На что влияет неправильный захват?

Специалисты сходятся во мнении, что от того как ребенок держит пишущие предметы, зависит его здоровье. Неправильный захват при письме может пагубно сказаться на зрении ребенка, а также приводит к сколиозу. Часто неправильный захват сопровождается сильным нажимом на карандаш. Поэтому дошкольник будет уставать, выполняя письменные задания. Это может отразиться на отношении ребенка к учебе в школе.

Как правильно держать карандаш и ручку?

Для того чтобы  научить ребенка правильно держать ручку, нужно обратить его внимание на то, как при письме должны располагаться пальцы. Если ребенок правша, то ручка должна лежать на левой части среднего пальца. Указательный палец при этом придерживает пишущий предмет сверху, а большой – слева. Если ребенок левша, то положение пальцев зеркально меняется. Ручка лежит на правой стороне среднего пальца, большой палец придерживает ее справа, а указательный палец располагается сверху. Безымянный и мизинец обычно прячутся в кулак. Если ребенок держит пишущий предмет правильно, он не выпадает из рук при поднятии указательного пальца.

7 простых способов, как научить ребенка правильно держать карандаш.

  1. Метод салфетки

Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем.

Затем попросите ребенка взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш.

Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.

 

  1. Метод дротика.

Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни играл в дартс, где нужно дротиком попасть в цель. Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обязательно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребенок берет в руку ручку или карандаш, напоминайте ему, что нужно держать ее или его как дротик.

  1. Ручка – «самоучка».

Это устройство, которое надевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. К тому же можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек. Данные тренажеры можно найти как для правшей, так и для левшей.

Кстати, для малышей, которые, только учатся держать в руках ложечку, есть специальная ложка-обучалка, благодаря которой ваш ребенок сможет научиться правильно брать столовые приборы в руку.

  1. Ручка серии Stаbilо LеftRight с «подсказкой» для пальцев

Продукция серии Stаbilо LеftRight разработана совместно со специалистами медицины, образования и эргономики.

Ручка данной серии имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.

  1. Метод пинцетного захвата

Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик и поставить на стол.

Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз и ручка оказывается в руке в правильном положении.

Теперь только остается контролировать наклон руки ребенка.

Сначала рекомендую показать ребенку на собственном примере, делая эти действия медленно, затем предложите ребенку повторить за вами.

  1. Игра «Спокойной ночи, ручка!»

Данный способ приемлем для самых юных писарей. Можно предложить малышу “уложить” ручку или карандашик спать в детскую руку: кладем ручку в кроватку – на средний пальчик, под голову подушечку – указательный, а сверху «одеялко» – большой пальчик.

Основная задача взрослого в период «научения» – регулярно следить за правильностью захвата ребёнком письменных принадлежностей. То есть во время рисования нужно следить за правильным положением пальцев. Если Вы заметили, что карандаш снова держится неправильно, остановите рисование и переложите его правильно.

  1. Рисование мелками.

Хорошим способом формирования правильного захвата в раннем возрасте является рисование маленькими кусочками мелков. Их нельзя взять в кулак, поэтому ребенок будет автоматически держать их при помощи трех пальцев.

Для успешного начала учебы в школе требуется:

-правильно держать ручку и карандаш;

-проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

-обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

- уметь рисовать по клеточкам и точкам;

-уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

- копировать с образца геометрические фигуры;

-уметь продолжить штриховку рисунка;

- уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Как подготовить ребенка к выполнению письменных заданий.

В школе дети каждый день сталкиваются с заданиями, требующими письменного решения. Чтобы быть к этому готовыми, необходимо начать подготовку руки к письму еще в дошкольном возрасте. Для этого прекрасно подойдут игры и упражнения на развитие мелкой моторики, например:

- нанизывание бус, шнуровки, развязывание узелков;

- работа с ножницами;

- лепка, аппликация;

-игры с крупами;

- пальчиковая гимнастика;

- штриховка, обводка по контуру, раскрашивание и др.

Помимо подготовки руки к письму и формированию правильного захвата, необходимо научить ребенка как нужно сидеть за столом. Ребенок должен помнить что:

- ноги должны стоять на полу;

- спина должна быть прямая;

- локти нужно держать на столе;

- между телом и столом должно быть небольшое расстояние (2см);

- лист бумаги или тетрадку стоит класть под углом 30 градусов по отношению к телу.

Заключение

Часто бывает так, что ребенок в никакую не хочет правильно держать ручку, сжимает её в кулачок или держит её другим удобным для себя способом. Такая вредная привычка может заставить понервничать любую маму, ведь от этого ребенок  быстро устает писать (рисовать, штриховать, раскрашивать) портится не только почерк ребенка, но и его осанка. Именно по, этому очень важно научить ребенка правильно держать пишущие предметы. Используя маленькие хитрости, описанные выше, вы можете  сделать этот процесс более эффективным и безболезненным. Проявите терпение и настойчивость, но, ни в коем случаи не наказывайте ребенка. Это может отбить желание учиться вовсе.

 

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo