Специалисты
Консультация для родителей Играем в слова (на кухне, в ванной комнате, в коридоре)
21
марта
2022
Учитель- дефектолог:
Томашова М.В.
Большое влияние на обогащение словаря оказывают новые впечатления: экскурсии, путешествия, художественная литература. Но ничто не может заменить целенаправленных игр-упражнений. Играйте при малейшей возможности, играйте живо, заинтересованно.
Играем в слова на кухне
- Как называются предметы мебели на кухне?
- Назови посуду, которая есть на кухне.
- Какие продукты лежат в холодильнике?
- Из чего делают растительное масло?
- Из чего получают творог и кефир, сливочное масло?
- Из чего делают колбасу, сыр?
- Какое бывает мясо? (Сырое, замороженное, тушеное, жареное, вареное.)
- Что на кухне сделано из дерева?
- Что на кухне сделано из металла?
- Что сделано из стекла? Посуда из стекла непрочная. Она очень боится горячей воды, сразу трескается. Хочешь знать почему? Ты, наверное, заметил, что когда наливают кипяток в чашку, кастрюлю, то посуда сразу нагревается, т.е. становится горячей. Так же происходит и со стеклянной посудой, но нагревается эта посуда неравномерно, т.е. внутри горячее, чем снаружи. Из-за этого стекло лопается. Причем чем толще стекло, тем быстрее оно лопается от горячей воды. Как «спасают» стеклянную посуду от кипятка? Кладут металлическую ложку. Она забирает часть тепла, и посуда остаётся целой.
- Что на кухне из пластмассы?
- Что делает мама на кухне? Варит, режет, готовит, моет, жарит, трёт, давит, слушает радио, вытирает, включает, выключает, чистит, зажигает, гладит, улыбается, поёт, пробует, солит, консервирует, наливает, выливает, разливает, убирает, достаёт...
- Как мама всё делает на кухне? Быстро, весело, ловко, медленно, спокойно, радостно, трудно, напряжённо, сосредоточенно...
- Какое блюдо мама подаёт к столу? Вкусное, горячее, холодное, подогретое, жидкое, густое, рассыпчатое, солёное, не солёное, жареное, вареное, пареное, тушёное, сладкое, кислое, горькое...
Играем в слова в ванной комнате
- Что у нас есть в ванной комнате?
- Какие бывают полотенца? (Махровое, льняное, вафельное, пушистое, полосатое, банное, ножное...)
- Что делают в ванной комнате? Стирают, замачивают, выкручивают, включают, чистят, выключают, выдавливают, намыливают, вешают, вытираются, моются, принимают душ, сидят, стоят, насыпают, размешивают порошок...
- Какие предметы нужны, чтобы умыться?
- Какая бывает вода в ванной комнате? Холодная, ледяная, горячая, тёплая, прозрачная, чистая, грязная, мыльная, мутная.
- Что нужно, чтобы постирать?
- Что можешь ты постирать?
- Какие бывают зубная паста, мыло?
- Зачем нужно чистить зубы?
Играем в слова в раздевалке, коридоре
- Какая обувь у нас в коридоре (зимой, летом)?
- Кто участвует в изготовлении обуви? Скорняк выделывает кожу, чтобы можно было из неё что-то скроить, художник-модельер придумывает фасон, обувщики шьют, продавцы продают. Давайте не забудем, что обувь разного цвета, значит нужны краска, фурнитура: пряжки, кнопки, «молнии». Покажи правый ботинок, левый сапог.
- Какие головные уборы у нас есть и какие ещё бывают головные уборы? Шапка, берет, шляпа, панама, платок, косынка, кепка.
- Какие ты знаешь специальные головные уборы? Военные: фуражка, пилотка, берет десантника, бескозырка моряка, шлем.
- Какие предметы верхней одежды висят в раздевалке, в коридоре, в шкафу?
«Играем в слова на улице»
- Какая сегодня погода?
- Какая бывает погода на улице? Ясная, пасмурная, ветреная, жаркая, холодная, морозная, дождливая, солнечная, облачная, хмурая.
- Растительный мир твоей улицы. Перечислить названия деревьев, кустарников, трав.
- Названия каких деревьев ты знаешь? Берёза, осина, дуб, клён, ясень, липа, ель, ольха, сосна, лиственница, рябина, ива, тополь. Фруктовые: яблоня, груша, слива, вишня.
- Название каких кустарников ты знаешь? Калина, боярышник, шиповник, орешник, крыжовник, малина, смородина, черёмуха.
- Какие листья бывают? Круглые, овальные, продолговатые, сердцевидные, тонкие, жгучие (у крапивы), пушистые, бархатистые, широкие, толстые, зелёные, светло-зелёные, пятнистые, тёмно-зелёные, красные, клейкие, глянцевые, кожистые, зубчатые.
- Каких птиц ты можешь встретить (знаешь)? Воробей, ворона, голубь, синица, снегирь, ласточка, трясогузка, дятел, чайка, кукушка, сова, сорока, жаворонок, соловей, стриж.
- Каких рыб ты знаешь? Сом, сельдь, щука, окунь, ёрш, пескарь, камбала, карась, лещ, судак.
- Что мы видим в витринах магазина? Какие названия магазинов ты знаешь?
- Какие машины мы видим на улице? Сначала играйте, перечисляя все названия машин, а потом дифференцируйте: легковые; грузовые; специальные; транспорт пассажирский.
- Из каких частей состоит машина?
- Какие бывают дороги? Асфальтированные, земляные, песчаные, прямые, широкие, кривые, узкие, ровные, лесные, городские, деревенские.
«Играем в слова везде»
- «Скажи наоборот»
- важная игра на формирование логического мышления Высокий - низкий тяжелый - лёгкий быстрый - медленный весёлый - грустный жарко - холодно добро - зло гладкий - шершавый кривой - прямой богач - бедняк больной - здоровый ребёнок - взрослый смелый - трусливый друг - враг смеяться - плакать
- «Кто летает - что летает?»
- перечислить птиц и насекомых. Самолёт, вертолёт, аэроплан, воздушный шар, тополиный пух, снег, аэростат.
- «Кто плавает - что плавает?»
- перечислить рыб, птиц, животных, включая человека. Пароход, теплоход, ледокол, катамаран, лодка, баржа, яхта, паром, байдарка, каноэ, пирога.
- «Кто ползает - кто ходит?»
Пресмыкающиеся: крокодил, черепаха, змея, ящерица, хамелеон. Насекомые: муха, гусеница, пчела, оса; черви. Животные, птицы, человек.
- «Он какой может быть?» - существительные мужского рода.
Помидор-зелёный, красный, жёлтый, спелый, зрелый, маленький, большой, круглый, тухлый, сочный...
«Она какая может быть?»
- существительные женского рода. Машина, роза, туча, погода.
- «Оно какое может быть?»
- существительные среднего рода. Море, яблоко, небо, пальто.
7. «Кому что нужно для работы?»
Врачу - градусник, тонометр, шприц, шпатель. Учителю - доска, мел, учебники, тетради, ручки, класс, карты. Художнику - мольберт, краски, кисточки, карандаши, бумага. Парикмахеру - расчёска, ножницы, зеркало, машинка, бритва. Продавцу - магазин, прилавок, товар, касса, весы, чеки. Повару - кастрюли, плита, продукты.
- «Каждой вещи своё место», «Что где?»
Книги - в книжном шкафу, на полке; бельё - в шкафу; ручки, карандаши - в пенале; документы - в папке; молоко - в пакете; масло - в маслёнке; хлеб - в хлебнице; суп - в супнице, кастрюле; соус - в соуснице или соуснике; соль - в солонке; сахар - в сахарнице; селёдка - в селёдочнице; деньги - в кошельке духи - во флаконе; паста - в тюбике; мыло - в мыльнице; конфеты - в конфетнице; косметика - в косметичке; чай - в чайнике; салат - в салатнике или салатнице; кофе - в кофейнике.
- «Моя половина - твоя половина»
- начало слова говорит один, продолжает другой. Вело - сипед, Само - лёт, Паро - воз, Пыле - сос, Самос - вал.
Литература: 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Григорович Л.А., Ермоленко О.С., Марцинковская Т.Д. и др. -М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.