Специалисты

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии и возможность их применения в домашних условиях»

18

июня

2021

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. (В.А. Сухомлинский).

Хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. То есть можно сделать вывод, что образование и здоровье неразделимы.

Что же это такое здоровьесбережение? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в образовательном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья. Такие, как физкультурные занятия, динамические паузы, разные виды закаливания, дыхательная гимнастика, психологические тренинги, массаж и самомассаж.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

  • улучшение памяти, внимания, мышления;
  • повышение способности к произвольному контролю;
  • улучшение общего эмоционального состояния;
  • повышается работоспособность, уверенность в себе;
  • стимулируются двигательные функции;
  • снижает утомляемость;
  • развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
  • стимулируется речевая функция.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является пальчиковая гимнастика.Как говорил Кант: «Рука – это вышедший наружу мозг человека».

На ладони много биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец - сердце, безымянный палец - печень, средний палец - кишечник, указательный палец - желудок, большой палец - голова. Поглаживание по ладони нормализует работу всего желудочно-кишечного тракта.

Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Пальчиковая гимнастика.

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • Помогает развивать речь и умственные способности ребёнка;
  • Повышает работоспособность коры головного мозга;
  • Развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Варианты пальчиковой гимнастики:

«Ёжик»

Шёл по лесу хмурый ёжик, (указательные и средние пальцы «шагают» по столу)

Не жалел коротких ножек.

Нёс детишкам он грибочки, (щепотки «рвут» грибы)

Растерял их возле кочки. (развести руки в стороны)

«Игрушки»

Я с игрушками играю, (руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук)

Мячик я тебе бросаю. (протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч»)

Пирамидку собираю, (прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз)

Грузовик везде катаю. (двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку»)

«Фрукты»

Жёлтый-жёлтый наш лимон, (одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон)

Кислым соком брызжет он. (пальцы резко разводим в стороны)

В чай его положим, (соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай)

Вместе с жёлтой кожей. (пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай»)

Массаж ладоней массажными мячиками по методу Су – Джок терапии.

Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Данный массаж выполняется специальным массажным шариком.

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(Катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями.)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффект.

 Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми дошкольного возраста:

«ЧАСИКИ»

Часики вперёд идут, 

За собою нас ведут.

И.п.- стоя, ноги слегка расставить. 

1- взмах руками вперёд «тик» (вдох) 

2- взмах руками назад «так» (выдох) 

«ПЕТУШОК»

Крыльями взмахнул петух, 

Всех нас разбудил он вдруг. 

Встать прямо, ноги слегка расставить, 

руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть 

ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»

повторить 5-6 раз.

Гимнастика для глаз – это чрезвычайно полезное и в то же время простое занятие, которое ежедневно необходимо каждому человеку.

В условиях нашего общества ребенка уже с раннего возраста начинают приобщаться к миру телевизоров и электронных гаджетов. Неудивительно, что глазки устают быстрее, а потому зрение может начать портиться уже в этот момент. Гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста может проводиться в виде игровых упражнений. Важное правило: ребёнок должен выполнять задания только глазами, голова остаётся неподвижна.

Игра «темно-светло»: ребёнок крепко зажмуривает глаза на несколько секунд и снова открывает их.

Круговые вращения зрачками: возьмите любимую игрушку ребенка и медленно вращайте её по кругу. Ребенок должен следить за ней глазками, не двигая головой.

Упражнение «Бабочка». Пусть ребёнок несколько секунд подряд быстро открывает и закрывает глазки, делая движения ресничками, будто бабочка машет крыльями.

Наблюдение за движущимся предметом. Отойдите от ребенка на некоторое расстояние и медленно перемещайте какой-нибудь интересный предмет в разные стороны. Можно «обманывать» ребенка, неожиданно передвигая предмет в противоположную сторону. Ребёнок должен уследить за каждым неожиданным движением.

Дети любят пускать солнечные зайчики. Возьмите зеркало, и в солнечную погоду направляйте солнечных зайчиков на стены и потолок комнаты, малыш будет с интересом наблюдать за этим.

Поставьте перед ребёнком два предмета: один прямо перед его глазами, другой на расстоянии двух-трех метров. Пускай ребенок попеременно переводит взгляд с ближнего предмета на дальний. Для детей постарше можно сопровождать игровую гимнастику словесными указаниями, соблюдая быстрый темп: посмотри вверх, вниз, вправо, влево, на игрушку, дверь, окно и т.д.

Можно просто построить различные гримасы, жмурясь и часто моргая. Подайте ребёнку собственный пример, и он немедленно включится в игру.

Учитель-дефектолог  Сутырина К.В.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo