Учитель-дефектолог Сутырина К.В.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
1. Вспомните, какое сейчас время года? Вспомнить признаки весны? (если есть возможность, сравнить весну с другими временами года по картинкам).
2. Вспомните вместе с ребенком все, что ему известно о насекомых. Рассмотрите иллюстрации. Закрепите обобщающие понятие НАСЕКОМЫЕ. Попросите показать (назвать) части тела насекомых.
Расскажите чем они питаются; где живут (норка, улей, дупло, муравейник).
Закрепите в словаре слова: названия насекомых; крылья, туловище, лапки, усики, глаза, хоботок, жало; стрекочет, жужжит; летает, порхает, ползает, прыгает, сосет; больно, вредно, ярко.
Расскажите о том, какую пользу приносят насекомые:
- людям: пчелы дают мед, воск;
-лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчелы, бабочки опыляют растения;
- животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат для них кормом.
Рассказать о том, какой вред наносят насекомые:
- людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни;
- лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений;
- животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.
Поиграйте с ребенком в игры, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи:
«Назови ласково», «Один – много», «Подбери признак»
Учите отгадывать загадки о насекомых.
Не забудьте про пальчики и язычок.
Пальчиковая гимнастика «Комар»
Летит муха вокруг уха: жжж
(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп!
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп!
(ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Артикуляционная гимнастика и упражнения на дыхание:
1. «Бабочки» - для этого упражнения приготовьте несколько бумажных бабочек (можно сделать вместе с ребенком). К каждой бабочке привяжите нитку. Расположите бабочек так, чтобы они были на уровне лица ребенка. Покажите ребенку, как бабочки приходят в движения, если на них подуть, а затем предложите ребенку.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
-Воздух набирать через нос;
-Плечи не поднимать;
-Выдох должен быть длительным и плавным;
-Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
Необходимо следить, чтобы каждый ребенок дул не более 10 секунд с паузами, т. к. продолжительное дутье может вызвать головокружение.
2.Упражнения для язычка:
1.«Хоботок комарика» - сомкнутые губы вытянуть вперед.
2.«Комарик кусает» - узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.
3.«Бабочка летает вокруг цветка» - приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.
4.«Кузнечик» - широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
Почитайте:
Агния Львовна Барто «Жук»
В. Бианки «Приключение муравьишки».
И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».
А. Барто «Мы не заметили жука».
К.Чуковский «Тараканище».
А.А.Усачев «Божья коровка»
К.Чуковский «Муха-цокотуха».
Развитие элементарных математических представлений
Продолжаем закреплять счет до 10. Учим соотносить количество предметов с цифрой. Упражняем в порядковом счете. Например: нарисуйте в ряд 5 (10) бабочек; предложите ребенку их сосчитать, ответить на вопрос СКОЛЬКО?; а затем попросите раскрасить 2 по счету – желтым цветом, 5 красным и т.д.
Развитие фонематического восприятия
Не забывайте про звуки и буквы, которые мы прошли с детьми. Играйте в игры: «Поймай звук», «Найди картинку/предмет на заданный звук».
Закрепляйте умение понимать и использовать в речи предлоги в, на, за, над, под, между, перед на основе наблюдений за расположением реальных предметов и действий с ними.