Специалисты

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

5

декабря

2023

М.В.Томашова

Учитель – дефектолог

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к  продуктивным видам деятельности, формируется мышление.

В быту слово «мышление» имеет много значений. Например, «Думай… что делаешь», что означает «обращай внимание на то, что делаешь».

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений.

Выделяют три вида мышления:

  1. Наглядно–действительное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
  2. Наглядно–образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
  3. Словесно–логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно–действительное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними.

На основе наглядно–действительного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно–образное. Оно характеризуется тем, что ребенок может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно–логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение, то есть то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно–следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Развитие и коррекция мышления ребенка – одна из самых важных и сложных психолого – педагогических проблем. Мышление – это основа обучения, потому и развитие различных видов мышления традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности. Ниже приведены задания, с помощью которых вы сможете определить развитие своего ребенка.

Тест. «Нелепицы»

Оценка образно-логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы, и Попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано, неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.

На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц – это хороший результат развития образно-логического мышления.

Пример:

1) корова сидит в дупле;

2) арбузы растут на сосне;

3) щука ловит рыбу в луже;

4) утюг плывет по луже;

5) у велосипеда квадратные колеса.

Игровые задания по развитию умения рассуждать

«Раздели на группы»

Оценка образно-логического мышления.

На рисунке представлены различные геометрические фигуры. Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и разделить представление на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу могут входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Ребенок называет все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены.

На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

Если за это или меньшее время ребенок выделил все группы фигур: треугольники, круга, квадраты, ромбы, фигуры черного цвета, заштрихованные, не заштрихованные, большие фигуры, маленькие фигуры, - это хороший уровень образно-логического мышления.

Коррекционные и развивающие  упражнения на развитие мышления

  1. Упражнение на развитие мыслительной операций: «Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1) Муха  и бабочка

2) Дом и избушка

3) Стол и стул

4) Книга и тетрадь

5) Вода и молоко

6) Топор и молоток

7) пианино и скрипка.

Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы «Ты видел муху? А бабочку?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

В процессе консультирования мы часто отмечаем, что дети особенно затрудняются, в нахождении сходства.

Ребенок 6-7 лет должен правильно произносить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

  1. Упражнение на развитие скорости мышления: «Окончание слов»

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По…» - так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2)на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо;

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Например, по - лет, по - кой, по - лотенце, и т.д.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем – скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

  1. Упражнение: «Соотношение понятий»

Изготовьте картинки, на которых можно было бы четыре стадии развития ветки – от голой зимой до усыпанной ягодами осенью.

Разложите перед ребенком эти картинки в производственном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу. Если для ребенка это задание является трудным, начните с более легкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.

Или еще вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке – от самого большого до самого маленького.

По аналогии придумайте еще упражнения, которые развивают у ребенка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.

    4. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения, существенных признаков.

«Найди лишнюю картинку»

 Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя.

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребенка игровой формой задания.

 Пример: 1) хлеб, батон, булочка, ананас;

                2) утка, петух, индюк, ворона.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo