Специалисты
Рекомендации для родителей учителя-дефектолога Сутыриной К.В. Лексическая тема «День Победы!»
11
мая
2020
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
- Рекомендую рассказать ребенку о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы».
Как рассказывать детям про День Победы?
Рассказывать о войне нужно, ориентируясь на возраста ребенка. Главное подбирать такие слова, чтобы ребенок слушал с интересом. От тяжелых подробностей пока можно воздержаться.
Начните с вопроса: «А ты знаешь, какой скоро праздник?». Эта фраза, должна заинтересовать ребенка, ведь дети очень любят праздники.
Затем усадить его рядом, как будто собираетесь рассказать ему секрет или сказку. Заранее подготовьте книгу о войне с большими картинками и фотоиллюстрациями.
Сам по себе рассказ не должен быть очень долгим, иначе ребенку наскучит слушать, ведь в вашей истории не будет ничего смешного или веселого.
Кратко опишите мотивы войны, обязательно сделайте акцент на том, что война длилась пять долгих лет. Постарайтесь, чтобы ребенок запомнил даты. Поведайте о финале войны так, чтобы ваш рассказ был захватывающим. Не забудьте объяснить ребенку значение таких слов, как: подвиг, победа, защитник, ветеран, Что бы заинтересовать ребенка праздником победы, предложите ему нарисовать праздничный рисунок или смастерить поделку
- Расскажите о героях ВОВ, рассмотрите иллюстрации (при помощи книг, интернета)
- Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в ВОВ, рассмотрите фотографии родственников.
Если в вашем роду кто-то воевал, то, возможно, у вас до сих пор сохранились ордена и медали, а, может быт, и письма с фронта. Посвятите один день изучению наград вместе с ребенком и чтению писем вслух.
Подберите для ребенка стихи о войне, рассказы и кинофильмы, соответствующие его возрасту, желательно, без тяжелых сцен. (При прочтении и просмотре кинофильмов, сопереживайте героям, обсуждайте смелость и отвагу).
Примерный список историй, рассказанных в самом понятном и близком для ребенка жанре - мультипликационном: «Салют», «Солдатская сказка», «Солдатская лампа», «Воспоминание», «Скрипка пионера», «Легенда о старом маяке», «Василёк», «Приключения красных галстуков», «Великая Отечественная», «Сильные духом крепче стены».
Что можно почитать ребенку о войне:
Георгиевская С. «Галина мама»
Митяев Анатолий «Почему Армия родная»
«Таежный подарок».
Чтение стихотворений: «Мать- Земля» Я Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский
Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,
Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,
Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,
Л. Кассиль "Твои защитники". Митяева А. «Дедушкин орден»
Поиграйте в игры, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи:
Игровое упражнение «Один - много»
Танк – танки
Солдат – солдаты
Моряк – моряки
Парашют – парашюты
Самолёт – самолёты
Ракета – ракеты
«Копилочка признаков»: какие были наши солдаты:
- Солдат (какой?) – смелый, храбрый, отважный, сильный, ловкий, здоровый, внимательный, меткий…
Проведите тренировку
«Тренировка» (физминутка)
«НА ПАРАД»
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой-раз, правой-раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки - Дружно, веселей.
Застучали наши ножки - Громче и быстрей!
По коленочкам ударим - Тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем - Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
(Движения по тексту).
А теперь потренируем наши язычки (артикуляционная гимнастика):
1. Упражнение на развитие дыхания «Сирена» (на развитие силы голоса).
- для того, чтобы предупредить об опасности, военные использовали сирену. Она звучит сначала тихо, а затем громко (у).
- Упражнения для развития язычка:
«Язык-силач» - улыбнуться, удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.
Язычок у нас силач—
В зубы упирается,
Сильно напрягается,
Горкой выгибается.
Силачу пора на отдых.
Чтобы смог он полежать,
Мышцы будем расслаблять.
«Барабанщик» - рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Получается как звук -д-д-д-д-д-д. Барабанщик стучит то быстро, то медленно. Выполняем 30 — 60 секунд.
«Пулемет» - упражнение похоже на предыдущее, только вместо звука -д- произносим
-т-. Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам): -т-т-т-т-т. Пулемет стреляет очень быстро.
Не забудь про пальчики.
«Мир» (пальчиковая гимнастика)
Мир – это когда заливаются пением птицы,
("клювики": большой и крепко сжатые остальные пальцы двигаются навстречу друг другу)
Мир – это детей счастливые лица,
(указательные пальцы прижаты к щекам, улыбка, покачивание головой в стороны)
Мир – это солнце, цветы и тепло.
(поочерёдно: подушечки пальцев соединены, образуют шар; ладони соединены, пальцы раздвинуты; руки скрещены на груди, похлопывание по плечам.)
Мир – это когда всем хорошо!
(Ладошки в кулачках, большой палец вверх)
Игры на формирование математических представлений
«Фигуры высшего пилотажа»
Цель: развитие ориентировки на плоскости.
Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или игрушка)
Задания: Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол. Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и т д.
«Сложи из палочек»
Цель: развитие зрительного внимания и памяти, мелкой моторики.
Задание: на столе раскладываются счетные палочки. Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности: а) образец остается перед глазами ребенка; б) образец убирается.
«Нарисуй картинку по точкам»