Специалисты

ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

16

июня

2023

Художественная литература имеет существенное значение для развития детей дошкольного возраста, способствуя их познавательному, речевому, нравственному и эстетическому развитию. Она помогает обогащать и расширять словарь детей, формирует личностные качества ребенка, является мощным средством его художественного развития. В этой связи необходимо тщательно выбирать произведения для чтения и пересказа. Литературные произведения для дошкольников должны быть интересными, познавательными, эстетичными, нравственными.

Существуют три категории детских литературных произведений: народное творчество России и мира (загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, небылицы, сказки), классические произведения литературы и современные работы российских и зарубежных авторов.

Народные сказки научат ребят ритмической речи и красоте русского языка, а также формируют добрые чувства и эмоции. Содержание сказок простое и доступное, используются смежная рифма и короткие стихотворные строчки, близкие к личному опыту ребенка.

Дети старшего дошкольного возраста обладают возможностью глубже понимать содержание литературных произведений и узнавать их жанровые особенности. Для того чтобы сказочные образы запомнились и полюбились ребенку, необходимо после чтения провести беседу, которая поможет понять идеи, художественные достоинства и особенности сказочного жанра. При ознакомлении с жанром рассказа необходим анализ, раскрывающий значение описываемого явления и взаимоотношений героев. Вопросы, заданные после чтения рассказа, должны помочь малышу понять основное содержание и уметь оценить действия и поступки героев.

Полезно читать стихи вслух, чтобы ребенок мог понять и прочувствовать интонации, ощутить ритм и размер произведения. Не следует сразу требовать запоминания, так как это отвлекает внимание от музыкальности стиха. Сначала маленькому слушателю нужно насладиться красотой стихотворения и понять его содержание. Затем взрослый может провести беседу, чтобы проверить правильность понимания. Необходимо привлекать внимание ребят к содержанию и выразительным средствам произведения, обучать выразительному чтению с правильными интонациями, логическими ударениями, паузами и управлению голосом.

Чтение литературных произведений помогает детям осознать неисчерпаемое богатство русского языка и использовать его в своём собственном речевом творчестве. Взрослым следует поощрять творческие проявления детей в области словесности, например, самостоятельное придумывание сказок и рассказов.

Педагоги рекомендуют читать художественную литературу каждый день. Длительность чтения зависит от возраста ребенка: для 3-4 лет - 10 минут, 4-5 лет - 15 минут, 5-6 лет - 20 минут, 6-7лет - до 25 минут. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, без принуждения, т.е. взрослый начинает читать, а ребенок присоединяется добровольно. Большие произведения следует читать несколько дней подряд, чтобы ребенок мог «вжиться» в сюжет. Обсуждение текста должно быть непринужденным и уместным, если у малыша возникают вопросы и суждения относительно прочитанного.

Художественная литература - наиболее доступный вид искусства, способствующий гармоничному познавательному, речевому и эстетическому развитию дошкольников.

Приятного чтения!

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo