Специалисты
СОВЕРШЕНСТВУЕМ ДИКЦИЮ С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК
6
декабря
2022
Скороговорки совершенствуют речевой аппарат ребенка, делают артикуляцию более подвижной, скоординированной. Речь становится выразительной, четкой, понятной. Развивается фонематический слух, обогащается словарный запас, тренируется речевое дыхание. Активизировать поставленный звук в скороговорках стоит только тогда, когда он уже закреплен в словах, фразах и предложениях. Начинать следует со скороговорок простых и доступных для понимания и произношения малыша.
При разучивании скороговорок необходимо учитывать следующие этапы работы:
- Начинайте произносить скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и проговаривая каждый слог.
- Постепенно ускоряйте темп произношения, звуки при этом артикулируйте с преувеличением.
- Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их.
- После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.
- После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте выговорить ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.
- Обращайте внимание на смысл скороговорки, старайтесь говорить с интонацией.
***
Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
***
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
***
Ткет ткач ткани на платки Тане.
***
Маша под душем моет шею и уши.
***
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
***
Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша;
***
Поля пошла полоть петрушку в поле.
***
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
***
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
***
Течет речка, печет печка, печет печка, течет речка;
***
Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
***
Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.
***
Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
***
Мама мыла мылом Милу,
Мила мыло не любила;
***
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
***
Добры бобры идут в боры.
***
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
***
Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
***
Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.
***
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
***
Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.
***
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
***
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
***
Обрадован баран — у барана барабан;
***
Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!;
***
Краб крабу сделал грабли.
***
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
***
У елки иголки колки;
***
На дворе — трава, на траве — дрова.
Не руби дрова на траве двора!
***
Ехал Грека через реку,
видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
рак за руку Греку — цап!
***
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
***
Шесть мышат в камышах шуршат;
***
Белые бараны били в барабаны;
***
От топота копыт пыль по полю летит;
***
Ловит рыбку рыболов, в речку весь уплыл улов.
***
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
***
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
***
Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал.
***
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
***
Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.
***
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
***
Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл
Прокоп - кипит укроп.
Как при Прокопе кипит укроп,
так и без Прокопа кипит укроп.
***
Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
***
Орёл на горе, перо на орле.
Гора под орлом, орёл под пером.