Специалисты

Дыхательно - голосовые игры и упражнения

12

ноября

2021

Уважаемые родители, сегодня мы познакомимся с упражнениями на формирование непосредственно речевого дыхания и голоса. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, конечной целью развития дыхания является выработка длительной воздушной струи, тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи.

Гласные звуки

Упражнения: «Поезд» (у), «Малыш» (а), «Вьюга» (у), «Мышка» (и), «Медведь (ы).

Цель: формировать речевое дыхание на материале гласных звуков.

Дети обыгрывают предложенную ситуацию, выполняют спокойный глубокий вдох, а на выдохе произносят гласный звук.

Осенние листочки

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый -  а-а-а... Рябиновый - и-и-и...

Березовый - о-о-о... Дубовый - у-у-у...

Произнесение на выдохе ряда гласных звуков

Игровое упражнение «Резиночка» (а, у, о, и, ы, э)

Растягивая резиночку, произносить на выдохе гласный звук, варьируя его длительность. Резиночку можно имитировать руками. Далее произносить ряд гласных звуков, постепенно наращивая их количество для тренировки длительного выдоха.

А___О___У___

А___О___У___И___

А___О___У___И___Э___

Согласные звуки

Цель: формировать речевое дыхание на материале согласных звуков.

Дети обыгрывают предложенную ситуацию, выполняют спокойный глубокий вдох, а на выдохе произносят многократно согласный звук.

Воздушный шар: «ф-ф-ф».

Жук жужжит: «ж-ж-ж».

Лопнула шина: «ш-ш-ш».

На берегу моря

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Вот набегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

Слоги

Произношение на выдохе слога или серии слогов, комбинируя их длительное и краткое произношение на одном выдохе: «Лови мяч» (оп), «Паровозик» (чух-чух),  «Гуси» (га-га),  «Маятник» (бим-бом),  «Косарь» (жух! жух!),  «Блюдца» (динь-динь), «Дождик капает» («Па-па-па»), «Петух» (ку-ка-ре-ку).

Хорошую помощь в тренировке речевого дыхания оказывают упражнения, в которых голосовой материал объединяется с движениями: «Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»), «Мишка топает» («Топ-топ-топ»).

«Дровосек» — ребенок стоит, немного расставив ноги, руки соединить в замок. На вдохе — руки поднять вверх (замах «топором»), на выдохе — наклон вниз «Ух!».

«Часы» — исходное положение как в предыдущем упражнении, руки на поясе. Вдох через нос, наклоны в стороны на выдохе «Тик-так».

Слова

Цель: упражнять в умении увеличивать продолжительность речевого выдоха. На выдохе ребенок считает этажи, перечисляет дни недели, картинки, игрушки.

Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе и длительности занятий:

2-3 года: 2-3 слова, длительность занятия -  2-3 минуты;

3-4 года: 3-5 слов, 3-4 минуты;

4-6 лет: 4-6 слов, 4-6 минут;

6-7 лет: 5-7 слов, 5-7 минут.

Дыхательно - голосовые игры и упражнения на материале предложений, фраз

Произнесение фразы с постепенным усложнением, ответы на вопросы, повторение за взрослым или заучивание поговорок, скороговорок на одном выдохе.

Ребенок проговаривает все удлиняющуюся фразу, например:

Кошка.

Кошка бежит.

Кошка бежит домой.

Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.

Кривенко Т.В., учитель-логопед

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo