Специалисты
Дыхательные игры и упражнения
6
сентября
2021
В предыдущей статье мы познакомились с дыхательными упражнениями, направленными на управление движениями диафрагмы. Приступим ко второму этапу: формированию длительного, целенаправленного фонационного выдоха.
Помним, что для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения проводятся в виде игры. Подойдут игры первого этапа: «Греем руки», «Листья кружатся», «Снежинки», «Задуй свечу», но теперь ребенок выполняет более глубокий спокойный вдох и более длительный плавный выдох. Добавим еще несколько упражнений.
Цветочный магазин
Цель: учить выполнять глубокий вдох носом, а плавный выдох ртом.
Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищи запах, назови этот цветок! Медленно, спокойно, глубоко вдохни. Грудная клетка расширена (не поднята!) Плечи опущены. Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.
Ныряльщики
Цель:учить выполнять вдох ртом, а выдох носом, формировать дифференцированное дыхание.
Ребенок, разводя руки в стороны, выполняет вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делает выдох носом.
Дудочка
Цель: формировать направленную воздушную струю.
Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька диаметром 1-1,5 см. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.Струя воздуха должна быть сильной и идти посередине языка.
Фокус
Цель: формировать направленную воздушную струю.
Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звуков Ш, Ж, Ч, Щ, Р. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его широкий кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
Нижняя челюсть должна быть неподвижна, а нижняя губа расслаблена и не подниматься вверх.
Футбол
Цель: формировать направленную воздушную струю, идущую посередине языка.
Скатать ватный шарик, поставить на стол два кубика в качестве ворот. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу и длительно дуть посередине языка, целясь в шарик, загоняя его в ворота.
Мыльные пузыри
Цель: развивать длительный, сильный выдох, активизировать мышцы губ.
В детских магазинах широко представлены игрушки для пускания мыльных пузырей.
Буря в стакане
Цель: развивать длительный, сильный, плавный выдох.
Ребенок дует через трубочку для коктейлей в стакан, на треть наполненный водой. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны выходить долго.
Ветер, ветерок, ветрище
Цель: формировать направленность и силу выдоха.
Ребенок дует на листочек, прикрепленный к нитке, изображая ветер разной интенсивности.
Выполняя перечисленные упражнения, ребенок тренирует мышцы,участвующие в акте дыхания. В результате постепенно увеличивается дыхательный объем,формируются навыки самоконтроля за дыханием, длительность и глубина вдоха, сила и направленность выдоха.
Кривенко Т.В., учитель-логопед