Специалисты
Готовим ребенка к усвоению грамоты
14
октября
2019
Обучение грамоте многим дошкольникам дается непросто. Некоторые дети не могут запомнить буквы. Другие, запомнив буквы, затрудняются складывать из них слоги и слова. Третьи, с трудом освоив чтение, не могут повторить прочитанное слово или предложение. Возникающие трудности расстраивают ребенка и приводят к нежеланию обучаться грамоте. Поэтому очень важно такой сложный процесс, как обучение чтению, проводить в игровой форме, поскольку игровая деятельность – ведущая деятельность в дошкольном возрасте и остаётся ею в начале школьного периода обучения.
На каждом этапе используются различные приемы и методы, повышающие интерес ребенка и, соответственно, эффективность усвоения грамоты.
Обучение чтению осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом,поэтому сразу нужно разграничить понятия «звук» и «буква». Ребёнок должен чётко представлять и различать, что такое звуки, а что такое буквы, соотносить звук с буквой.
Помогут в этом следующие игры:
Поймай звук в ладошки
Хлопни в ладоши, если услышишь звук А (И, С, Ш и т.д.).
Итак, что можно делать со звуками? (произносить, слышать)
Найди букву
Среди группы букв найди и покажи букву А.
Итак, что можно делать с буквами? (видеть, писать)
Чтобы научиться читать, ребёнок должен владеть элементарными навыками звукового анализа и синтеза. К 6 годам ребёнок вполне готов:
- выделять звуки в слове;
- определять количество звуков в слове, их последовательность;
- составлять слово из звуков;
- придумывать слово на заданный звук.
Магазин
Надо купить игрушку, «заплатив» за неё первым звуком слова.
- Что вы хотите купить?
- Я хочу купить машинку.
- Платите деньги.
- Вот вам звук [м].
- Продано.
Цепочки слов
Называть слова по очереди так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова (сон-нос-суп-планета-аист…)
Знакомя дошкольников с буквами, необходимо соблюдать определённые условия, чтобы детям легче было запоминать буквы, а затем соединять их в слоги:
- Показывая буквы, называйте звук. Произносите кратко – «к», а не «кэ» или «ка».
- Знакомьте сбуквами в такой последовательности : гласные А, У, О, Э, Ы; затем согласные – М, С, Х, Л, Ш, В…
- Не следует соотносить букву с какой- то одной картинкой, так как при узнавании буквы ребёнок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы. Придумывайте несколько слов с данной буквой, затем предложите игру:
Кто больше назовет слов на заданную букву?
За каждое слово дается какая-либо фишка, например, пуговица или счетная палочка. С каждым днем ребенок будет назвать все больше слов, обогащая таким образом свой словарь.
Как лучше запомнить букву? Необходимо рассмотреть ее, сравнить с чем-либо, создать образ для запоминания с помощью зрительного соотнесения.
Приёмы запоминания зрительного образа буквы:
- На что похожа буква? (Например, буква У похожа на уши зайца, рожки улитки).
- Рассмотреть, из каких элементов она состоит.
- Вылепить букву из пластилина.
- Написать на песке, на манке, в воздухе.
- Выложить букву из палочек, камней, мозаики, пуговиц, ниток.
- Зачеркнуть ее в журнале или в старой детской книжке.
- Находить буквы на вывесках магазинов.
Что изменилось?
Ребёнок называет несколько букв из магнитной азбуки или сделанных им самим, а затем закрывает глаза. Взрослый убирает букву (или меняет две буквы местами, или прикрывает чем-то одну букву, или добавляет новую букву). Ребёнок открывает глаза и говорит, что изменилось.
Узнай на ощупь
В мешочек из плотной ткани или под платок положить пластмассовые буквы. Ребёнок их ощупывает, не глядя, и называет.
В следующей статье будут предложены игры и игровые упражнения для обучения ребенка складыванию букв в слоги и слова.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Кривенко Т.В.