Специалисты

Развитие диафрагмального дыхания у дошкольников

29

января

2021

Многие родители сталкивались с ситуацией, когда ребёнок не может на выдохе произнести фразу или строчку стихотворения. Голос как бы затухает, малыш не договаривает фразу или слово. Иногда ребёнок прерывает речь, чтобы набрать воздух, при этом теряются плавность, логические акценты.

Звучный, гибкий, красивый голос и плавная, спокойная речь - это, прежде всего, правильно поставленное дыхание.

 

Существует три основных типа дыхания:

  • ключичный;
  • грудной;
  • диафрагмальный (брюшной).

   При ключичном типе дыхания поднимаются плечевой пояс и верхние ребра, расширяется преимущественно верхняя часть грудной клетки.

   При грудном типе дыхания грудная клетка расширяется вперед и в стороны.

   Диафрагмальный тип дыхания считается самым глубоким и наиболее сильным. При этом типе дыхания расширяется нижний отдел грудной клетки, значительно опускается диафрагма во время глубокого вдоха. Легкие расширяются, подобно резиновому шару, напрягаясь и наполняясь воздухом. При выдохе дыхательные мышцы расслабляются и воздух выталкивается наружу.

При диафрагмальном типе дыхания достигаются экономия мышечной силы, больший объем воздуха и большая пластичность дыхательных движений.

Поэтому, прежде всего, ребёнка надо научить диафрагмальному типу дыхания, а затем с помощью игровых упражнений увеличить длительность выдоха и научить речевому дыханию.

 

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание:

  • Заниматься в проветренной комнате.
  • После еды должно пройти1,5 – 2 часа.
  • Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
  • Дозировать количество и время проведения упражнений (на начальном этапе не более 2-3 минут).

 

Этапы формирования диафрагмального дыхания

I этап – дыхательные упражнения, направленные на управление движениями диафрагмы. Выполнятьлегче всего в расслабленном положением: лёжа на спине, затем стоя, затем сидя. Вдох - носом, выдох – ртом. 

 

«Качели»

Оборудование: мягкая игрушка небольшого размера.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.

Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох. Спокойный вдох и выдох производим через нос».

Ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы. Внимание обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом.

 

«Бегемотик»

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы, т. е. работа диафрагмы воспринимается им не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).

Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Спокойный вдох и выдох производим через нос».

 

«Понюхаем цветок»

Выполняется стоя. Положить руки на область диафрагмы. Сделать вдох носом (брюшная стенка при этом выпятится вперёд), затем выдохнуть через рот (область диафрагмы при этом втягивается).

На выдохе не следует раздувать щёки!

 

«Бегемотик – 2»

Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы.

Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». 

 

«Греем руки»

Выдыхание струи воздуха на ладони. Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками.

 

«Листья кружатся»

Сдувание вырезанных из тонкой бумаги листьев деревьев. Взрослый смотрит, чтобы ребенок не надувал щеки, не напрягался, дул на листики легко и спокойно (плавный вдох и длительный выдох).

 

«Снежинки»

Сдувание вырезанных из тонкой бумаги снежинок, комочков ваты.Формировать спокойный вдох и длительный выдох.

 

«Задуй свечу»

Задувание пламени свечи, имитированной из листка бумаги. Ребенок держит полоску бумаги на расстоянии около 10 см от губ, медленно и тихо дует на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось.

 

Учитель-логопед Кривенко Т.В.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo