Специалисты
Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка
5
сентября
2022
Для каждого ребенка особое значение имеет круг его общения: родители, близкие люди, привносящие в жизнь малыша чувство защищенности, любви и ласки.Огромно влияние семьи и на развитие личности ребенка. К сожалению, в настоящее время серьёзную тревогу вызывает коммуникативное развитие детей. Увлекаясь играми на компьютере, просмотром мультфильмов, дети стали меньше общаться и со взрослыми, и друг с другом. А ведь живое человеческое общение имеет большое значение для развития и речи, и личности ребенка в целом.
Формирование речи начинается еще до рождения, когда ребенок просто слышит нежное пение матери, ее ласковый голос. В период младенчества общение продолжается с помощью улыбок, взглядов родителей, близких родственников и обогащается мимикой, жестикуляцией, эмоциональностью.
Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. Она развивается сама по себе, если жизнь малыша наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Задача родителей - расширять круг общения ребенка, помочь малышу вступать в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций. Ребенок должен получать радость от общения с близкими людьми, которые принимают активное участие в его культурной жизни. Пользуясь языком как средством общения, малыш познает окружающий мир, свое место в нем, усваивает нормы социального взаимодействия с другими людьми.
В обогащении духовного мира ребенка большую роль играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств малыша. Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов может стать семейной традицией, ритуалом, которого малыш очень ждет. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, преломляя через собственный опыт.
Очень важны беседы с родителями, в которых малыш учится слушать, не перебивая собеседника. Научив ребенка ведению диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаимодействие и доверие.
Для развития умения вести себя в конфликтной ситуации с детьми анализируют случаи, которые имели место в их прошлом опыте, используют аналогичное поведение известных им сказочных персонажей.
В результате общения с родителями дети лучше ориентируются в человеческих отношениях, понимают эмоциональное состояние людей, учатся сопереживать,проявлять отзывчивость, сдерживать свои желания и эмоции в разных ситуациях, уступать сверстнику, отстаивать свою точку зрения, обращаться с просьбой, предлагать помощь и, следовательно, обогащается социальный опыт детей, что дает возможность избежать большей части проблем в общении.
Учитель-логопед
Кривенко Т.В.