Специалисты
Учим ребенка читать стихи выразительно
5
октября
2023
Стихи – это форма выражения мысли, которая имеет ритм и рифму, благодаря чему стихи запоминаются легче прозы. Рифма – это созвучие концов стихотворных строчек. Например:
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
В этом юмористическом стихотворении Бориса Заходера «Кискино горе» отлично рифмуются слова: коридоре – горе, киске – сосиски.
Рифмоваться могут две ближайшие строчки (1-я и 2-я, 3-я и 4-я), как в предыдущем стихотворении, но может быть и перекрестная рифма, когда рифмуются 1-я и 3-я, 2-я и 4-я строки:
Завелся озорник у нас.
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья! (Б. Заходер «Никто»)
Рифмуются слова: у нас – проказ, семья – житья.
Чтобы заучивание стихотворений приносило ребенку радость, можно предварительно играть в разные игры-рифмовки.
Подбери рифму
Взрослый помогает малышу подбирать рифму к заданному слову, например: сом-дом, мак-лак, галка – палка, мошка – кошка. В дальнейшем можно подбирать к заданному слову несколько рифм (точка – дочка - кочка – почка – бочка – мочка).
Найди рифму в стихах
Взрослый читает четверостишия, ребенок называет пары рифмующихся слов.
Разучивание стихотворения
При чтении стихотворения мы обязательно должны передать мысли автора, интонацию, поэтому перед разучиванием важно вызвать у ребенка интерес и понимание того, о чем рассказывается в тексте.
Взрослому необходимо прочитать стихотворение заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделить главные слова в каждой строке. Затем выразительно и эмоционально прочитать стихотворение, правильно расставляя логические ударения, делая необходимые паузы, придерживаясь ритма.
Выяснить, всё ли понятно малышу, объяснить непонятные слова.
Определить вместе с ребёнком, с каким настроением нужно читать текст.
Часто стихотворение имеет несколько смысловых частей, и рассказывать их нужно с разной интонацией:
Дождик песенку поет:
Кап, кап… (повествовательная интонация)
Только кто ее поймет:
Кап-кап? (вопросительная интонация).
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит (Ф. Тютчев «Зима недаром злится»).
В первых двух строках необходимо передать голосом недовольство Зимы,
в 2-х последующих – радость Весны.
Важно научить ребенка:
- определять настроение стихотворного текста и передавать его голосом;
- выбирать нужный темп чтения (например, грустные стихи читаются медленнее, чем радостные);
- определять главные по смыслу слова и выделять их голосом при чтении;
- выполнять паузы там, где стоит запятая, в конце предложения, в конце стихотворной строки.
Произнесение текста вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают чтение стихотворения более интересным и эмоциональным.
Учитель-логопед Кривенко Т.В.