Специалисты

Учим ребенка читать стихи выразительно

5

октября

2023

Стихи – это форма выражения мысли, которая имеет ритм и рифму, благодаря чему стихи запоминаются легче прозы. Рифма – это созвучие концов стихотворных строчек. Например:

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

В этом юмористическом стихотворении Бориса Заходера «Кискино горе» отлично рифмуются слова: коридоре – горе, киске – сосиски.

Рифмоваться могут две ближайшие строчки (1-я и 2-я, 3-я и 4-я), как в предыдущем стихотворении, но может быть и перекрестная рифма, когда рифмуются 1-я и 3-я, 2-я и 4-я строки:

Завелся озорник у нас.

Горюет вся семья.

В квартире от его проказ

Буквально нет житья! (Б. Заходер «Никто»)

Рифмуются слова: у нас – проказ, семья – житья.

Чтобы заучивание стихотворений приносило ребенку радость, можно предварительно играть в разные игры-рифмовки.

Подбери рифму

Взрослый помогает малышу подбирать рифму к заданному слову, например: сом-дом, мак-лак, галка – палка, мошка – кошка. В дальнейшем можно подбирать к заданному слову несколько рифм (точка – дочка -  кочка – почка – бочка – мочка).

Найди рифму в стихах

Взрослый читает четверостишия, ребенок называет пары рифмующихся слов.

Разучивание стихотворения

При чтении стихотворения мы обязательно должны передать мысли автора, интонацию, поэтому перед разучиванием важно вызвать у ребенка интерес и понимание того, о чем рассказывается в тексте.

Взрослому необходимо прочитать стихотворение заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделить главные слова в каждой строке. Затем выразительно и эмоционально прочитать стихотворение, правильно расставляя логические ударения, делая необходимые паузы, придерживаясь ритма.

Выяснить, всё ли понятно малышу, объяснить непонятные слова.

Определить вместе с ребёнком, с каким настроением нужно читать текст.

Часто стихотворение имеет несколько смысловых частей, и рассказывать их нужно с разной интонацией:

Дождик песенку поет:

Кап, кап… (повествовательная интонация)

Только кто ее поймет:

Кап-кап? (вопросительная интонация).

 

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит (Ф. Тютчев «Зима недаром злится»).

В первых двух строках необходимо передать голосом недовольство Зимы,

в 2-х последующих – радость Весны.

Важно научить ребенка:

  • определять настроение стихотворного текста и передавать его голосом;
  • выбирать нужный темп чтения (например, грустные стихи читаются медленнее, чем радостные);
  • определять главные по смыслу слова и выделять их голосом при чтении;
  • выполнять паузы там, где стоит запятая, в конце предложения, в конце стихотворной строки.

Произнесение текста вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают чтение стихотворения более интересным и эмоциональным.

Учитель-логопед Кривенко Т.В.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo