Специалисты

Важным показателем грамотной речи ребенка является умение правильно использовать предлоги. Главное назначение предлога – связь слов в словосочетании. Если ребёнок старшего возраста пропускает предлоги или не понимает их значение, то в дальнейшем могут быть проблемы на письме (например, слитное написание предлога со словом).

Прежде всего, важно помочь дошкольнику усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии ребенок сможет правильно употребить их в своей речи.

НА – значит на поверхности чего-то (на столе).

В – означает внутри чего-то (в столе).

ПОД – внизу, под чем-то (под столом).

НАД – вверху, над чем-то, как бы в воздухе (над столом).

ОКОЛО – рядом с чем-то (около стола).

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (за столом).

ПЕРЕД – впереди чего-то (перед столом).

Существует множество приёмов, которые помогают появлению в речи ребёнка предлогов. Одно из ведущих мест занимают разнообразные игры с предметами. 

Например, кубики и машинка: взрослый производит действия с машинкой и проговаривает вслух: «Машинка В гараже, ЗА гаражом, НА мостике, выехала ИЗ гаража» и т. д. Далее  ребёнку предлагается поиграть самому, взрослый тем временем периодически задаёт вопрос: «Где машинка?».

Можно также поиграть с малышом, давая поручения. Игра так и называется «Поручалки»: «поставь стакан на стол, а ложку положи в шкаф», «положи карандаши в пенал, а ручку достань из пенала», «пропылесось под диваном», «достань из-под дивана тапочки», «положи между тарелкой и чашкой ложку» и т.д.

Обязательное условие обучения - это специально утрированное произношение взрослого, выделение голосом предлогов («НА», «В», «ИЗ – ЗА» и др.).

Проводя дома игры, направленные на формирование понимания предлогов, лучше использовать термин «маленькое слово», а не «предлог»:

  • Назови «маленькое слово» в предложении, которое я произнесу.
  • Придумай предложение, в котором будет «маленькое слово «В».

Рассмотрим на примере темы «Дикие животные», как можно формировать и закреплять умение правильно употреблять предлоги в речи.

Игры с мячом

Задавая вопрос, взрослый бросает мяч ребенку. Отвечая, ребенок возвращает мяч.

Игра «Кто к кому?» (упражнять в правильном употреблении предлога «К»).

Играли как-то на полянке в лесу лисёнок, медвежонок, волчонок, зайчонок, ежонок и бельчонок. Наступил вечер, позвали мамы малышей домой.  Побежали к своим мамам: лисёнок к .. лисице, медвежонок к… , волчонок к …, зайчонок к …, бельчонок к… .

Игра малой подвижности «Кто за кем?» (упражнять в правильном употреблении короткого слова - предлога «ЗА»)

Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.

Ребенок идет по кругу.

За мамой – лосихой топал лосёнок.

Идет, громко топая. 

За мамой – лисицей крался лисёнок. 

  Крадется. 

За мамой – ежихой  катился ежонок.

Приседает, медленно двигается вперёд.

За мамой - медведицей   шёл медвежонок.     

 Идет вперевалку. 

За мамою - белкой скакали бельчата.

Скачет вприсядку.

За мамой - зайчихой - косые зайчата. 

Скачет на прямых ногах. 

Волчица вела за собою волчат.  
Все мамы и дети напиться хотят. 

 Имитирует «лакание» воды.

 Вопросы по тексту стихотворения:

 - За кем топал лосенок? (За лосихой).

 - За кем крался лисенок? (За лисицей) и т.д.

Пальчиковая игра «Кто где живет?»  (упражнять в правильном употреблении предлога «В»)

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Ребенок загибает пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Дом: ладошки направлены под углом, кончики пальцев вместе.

Вопросы по тексту стихотворения:

 - Где находится нора лисы? (в лесу).

 - Где живет белка? (в дупле).

 - Где живет бобр? (в хатке).

 - Где спит медведь? (в берлоге).

- Где нагребает листья еж? (под кустом).

Игра: «Кто о ком думает?» (упражнять в правильном употреблении предлога «О»)

Думает кошка о малых … (котятах),

Мама собака о детках … (щенятах).

Корова вздыхает о сыне … (телёнке),

А лошадь о быстром своём … (жеребёнке).

Мама овечка о детях … (ягнятах),

И мама свинья о своих … (поросятах). Начало формы

Учитель-логопед Кривенко Т.В.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo